Красноярск: пробки 1

По минным полям

2020-02-05

Конституционная реформа, инициированная Владимиром Путиным, радикально переформатировала не только федеральную повестку, но и существенно повлияла на региональные сюжеты.

Начавшиеся 15 января пертурбации в российской власти стали для всех полновесным «черным лебедем». Его внезапное появление среди русской зимы заставило всех игроков пересмотреть свои планы на 2020 год. Речь идёт, как минимум, о двух событиях, которые в политическом календаре на этот год ещё 14 января не значились: об апрельском всенародном голосовании по поводу новой редакции Конституции и весьма возможных досрочных выборах в Госдуму.

Уже видны признаки мобилизации Системы для совершения очередного электорального подвига. За результаты в Кремле спросят, как обычно, с регионального начальства. Зависеть они будут от многих факторов: социально-экономического самочувствия населения, уровня протестных настроений, боеспособности оппозиции, эффективного использования административного ресурса и т.п. В этом контексте в Красноярском крае существует немало минных полей, которые, если их вовремя не обезвредить, могут нанести существенный ущерб власти.


ЗОНЫ РИСКА

По минным полям

Проблемных зон на берегах Енисея, как, впрочем, и во всех других субъектах РФ хватает. В этих раскладах стоит учитывать даже «черных лебедей» глобального масштаба, вроде китайского коронавируса. Аналитики констатируют, что он уже ощутимо ударил по мировой экономике. Из-за эпидемии заметно снизились цены на цветные металлы и нефть, а это означает, что могут возникнуть проблемы с запланированными на 2020 год налоговыми поступлениями в краевую казну.

Так уже не раз бывало в красноярской истории, например, в 2008 – 2009 годах, когда глобальный кризис ударил по флагманам цветной металлургии края. Многие социально-экономические проекты тогда были заморожены. Не получим запланированные деньги, значит, под нож секвестра могут пойти расходы на дороги, благоустройство, социальные объекты и т.п. Может быть, по самочувствию простых красноярцев этот катаклизм сразу и не ударит, но то, что оптимизма всё происходящее не добавляет – это точно.

По-прежнему много вопросов к мусорной реформе, которая для многих сельских районов края является проблемой № 1. Добавляют дровишек в огонь скандалы вокруг планов строительства рядом с Красноярском будущих мусорных полигонов и заводов, а также непонятная возня вокруг «Автоспецбазы». Хватает аналогичных историй в муниципалитетах, например, в Канске и южных районах края.

Столица края также не выглядит оазисом спокойствия. Поводы для протеста и конфликтов порой возникают на ровном месте. Так, например, произошло с идеей строительства на Стрелке делового центра «Красноярск-сити». По многим причинам часть общественности крайне болезненно реагирует на подобные инициативы, связанные с застройкой исторического места, где в 1628 году высадились казаки под руководством Андрея Дубенского и основали наш любимый город. А есть еще бродячие собаки, бионорд и т.п.


ФАКТОР ЛДПР

По минным полям

Тем для раскрутки протестных настроений в Красноярске, городах-спутниках и близлежащих к мегаполису районах всегда хватало с избытком, однако сейчас ситуация, как для муниципальной, так и для краевой власти усугубилась тем, что в регионе появился квалифицированный оператор, умеющий очень эффективно использовать для своей пользы противоречия и конфликтные ситуации. Это ЛДПР, которая несмотря на известные проблемы с силовыми структурами, продолжает на берегах Енисея наращивать обороты и сегодня представляет очевидную угрозу для партии власти.

Хотя об ЛДПР сложилось мнение, что эта партия якобы является чуть ли не фарм-клубом «Единой России», однако в Красноярском крае этот миф уже давно не имеет под собой никаких оснований. Играя иногда в договорные матчи с Серым домом (как это было, например, на прошлогодних довыборах в ЗС), местные «соколы Жириновского» тем не менее проводят самостоятельную политику, которая нацелена на получение максимального количества депутатских мандатов на выборах всех уровней.

В нашем регионе ЛДПР уже сейчас находится в режиме повышенной боеготовности, ведя во многих территориях полномасштабные избирательные кампании. Её бурная деятельность представляет разительный контраст по сравнению с вялыми КПРФ, «Справедливой Россией» и «Патриотами России», у которых в этом смысле «конь не валялся». Да и «медведи» пока особой активности не проявляют, хотя по всем признакам «мирное время» осталось в прошлом, и пора уже вылезать из своих берлог.

Руководство регионального отделения ЛДПР, правда, разумно старается не бить напрямую по губернатору. Он для них – табу. Но опосредовано массированные атаки жириновцев, например, на главу Красноярска Сергея Еремина, который стал градоначальником с благословения Александра Усса, чувствительно рикошетят и по главе края, подымая уровень протестных настроений. А он является важным показателем в кремлевской системе оценки эффективности региональной власти. И в контексте грядущих событий федеральный Центр придает ему особое значение.


ОЧЕРЕДНОЙ РАУНД?

По минным полям

Между тем, за последнюю неделю произошли события, которые должны заставить напрячься Александра Усса и его команду. Практически синхронно по красноярскому губернатору вновь выстрелили медиа-пушки, игравшие заметную роль в прошлогодней информационной атаке на главу региона. Вновь оказались востребованы блогер Андрей Караулов, навальнята и прочие товарищи, чьи залпы по Уссу прозвучали в конце января - начале февраля. В случайность таких совпадений верится с трудом.

Не исключено, что мы стали свидетелями очередного раунда наступления на нашего губернатора. О возможности такого сценария мы писали месяц назад. Вопрос в том, насколько серьезные силы задействованы на этот раз? Возможно, о себе решили напомнить потухшие в последнее время Анатолий Быков, Иван Серебряков, сотоварищи, но, не исключено, что вновь могли оживиться и московские недруги Александра Викторовича.

На определенные мысли наводит, в частности, комментарий старожила федеральной политики, бывшего главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, раскритиковавшего Усса за плачевное состояние его родной школы. Депутат Госдумы окрестил сей сюжет «черной меткой» для красноярского губернатора. Оставим на совести Онищенко это высказывание. Интереснее другое – с чего бы вдруг этот видный представитель российской номенклатуры, который никакого отношения к нашему краю не имеет, вдруг озаботился проблемами сибиряков?

Думаю, что начавшаяся в середине января кадровая ротация в федеральных верхах вполне могла опять возбудить силы, которые облизывались на наш регион ещё год назад. Снятие Владимиром Путиным со своей должности скандального главы Чувашии Михаила Игнатьева «в связи с утратой доверия» многие группы влияния расценили как старт очередной кадровой ротации в губернаторском цехе. Почему бы в бурном потоке нынешних событий и не попытаться поймать свою золотую рыбку?

Готовы ли к такому развитию событий в Сером доме? Насколько полезными стали для команды Усса уроки прошлогодней эпопеи? Надежно ли укрепила она свои информационные бастионы? Полагаю, что ответы на эти вопросы мы узнаем в ближайшее время.

 

Александр Чернявский

Фото из архива автора, сайта Законодательного собрания Красноярского края и аккаунта Александра Усса в Instagram.com

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: