За почти неделю виртуального путешествия, которое я условно привязал к августу, во время дневных остановок состоялись встречи с
Иркутском и Байкалом, с Улан-Удэ и
Нерчинском, с «чёртовыми дачами» – Могочей и Магдагачи.
Выехав накануне из Магдагачи, на
7 день путешествия условно 11 августа в 13:20 выходим из фирменного скорого поезда №002 «Россия» (Москва – Владивосток) в Биробиджане. Кстати, говорят, в этом поезде в каждом вагоне есть бесплатный душ, что явно небесполезно в дальнем путешествии. Я видел такой душ в новых вагонах другого поезда, правда, сам им не пользовался.
Почему Биробиджан, а не более значительный Хабаровск? Ну, во-первых, в Хабаровске я хоть и давно, но уже был. А во-вторых, мы и в Биробиджан-то приехали после полудня, а до Хабаровска поезд дошёл бы почти в 16 часов. Что можно успеть посмотреть в самом большом городе российского Дальнего Востока за оставшееся до ночи время? Поэтому Хабаровск, как и ранее Читу, я оставляю «на потом»…
А что Биробиджан? «Земли обетованной» по-сталински здесь для евреев не получилось, но следы той попытки остались прямо начиная с железнодорожного вокзала. Его здание спроектировал швейцарский архитектор Ханнес Мейер, он же разработал генеральный план Биробиджана, который удалось частично воплотить в жизнь. Архитектор выполнил здание железнодорожного вокзала в модном в 1920-30-е годы стиле Баухауз. В мая 1935 года началось строительство здания силами заключённых Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря. В декабре этого же года вокзал достроили, и он стал первым каменным зданием в городе. На здании вокзала название города написано на идиш, языке европейских евреев.
В «нулевые» уже нынешнего столетия на привокзальной площади появился памятник дальневосточным переселенцам – конь, тянущий телегу, в которой сидят муж и жена с немногочисленным домашним скарбом.
Парадокс заключается в том, что даже в 1934-м году самого активного переселения евреев в «их область» их доля в общей численности населения Еврейской автономной области составляла около 45%, а к 1939-му – не достигала и 20%, сейчас же составляет менее 1%. Более 90% здесь русские. Шутят даже, что ЕАО – субъект РФ, в котором евреев меньше, чем где-бы то ни было в России. Но кто-то же проводит здесь национальные еврейские праздники и синагога есть… Сами жители Биробиджана по поводу цифр напоминают известную сентенцию от том, что есть ложь, есть большая ложь и есть статистика.
Единственным евреем оттуда, которого я знал лично, была коллега-журналистка, с которой мы познакомились в 90-х на фестивале радиоредакций. Она была наследницей кого-то из отцов-основателей ЕАО и настоящим кладезем бессчётного числа анекдотов про евреев!
Говорят, что климат в Биробиджане – самый благоприятный на всём Дальнем Востоке. Происхождение же имени города – совсем не еврейское, а эвенкийское – от названия местности Биробиджан: пространство между реками Бира (от эвенкийского бира — река) и Биджан (эвенкийское биджан, биджен — постоянное стойбище).
Биробиджан, как и Красноярск, хвастает близостью к природе: всего в часе езды от города –
заповедник «Бастак» с дальневосточной тайгой, в котором восстанавливают популяцию амурских тигров. Но, скорее всего, для поездки туда времени не хватит.
Если хотите «окультуриться» – вам дорога
в музей современного искусства и к памятнику культовому писателю Шолом-Алейхему, проникнуться историей – в
областной краеведческий музей.
Впрочем, культура – культурой, история – историей, но это только соловьёв баснями кормят, а человеку надобно чего-то посущественнее. К сожалению, в Биробиджане мы не в конце сентября, когда здесь проходит традиционный фестиваль шницеля по-биробиджански, но экзотический и вкусный обед здесь можно себе устроить в любое время года.
Но не забывайте, что уже в 20:11 с железнодорожного вокзала отправится поезд №028 «Благовещенск – Владивосток», на котором вы проделаете последний отрезок пути до конечной точки путешествия.
Кстати, без двадцати одиннадцать у вас будет получасовая остановка в Хабаровске. При желании даже вокзал и окрестности сможете посмотреть.