Красноярск: пробки 1
Параллельная жизнь

Параллельная жизнь

2020-05-05
Намедни мне позвонили с незнакомого московского номера и спросили, собираюсь ли я принимать участие в голосовании за поправки в Конституцию РФ. «Пранкеры», - мелькнула мысль. Но это был не розыгрыш. Быстро выяснилось, что я стал всего лишь участником социологического исследования. Оно носило все признаки, как выражаются политтехнологи, «формирующего опроса». Милый девичий голос довольно жестко пытался направить меня на путь истинный, спрашивая, поддерживаю ли я социальные гарантии, счастливое детство и защиту нашей славной истории от фальсификаций. Одним словом, готов ли я голосовать против всего плохого и за всё хорошее...

Этот маленький эпизод не то, чтобы сильно удивил меня, но напомнил, что даже в нынешней пришибленной коронавирусом действительности параллельно продолжают жить своей таинственной жизнью сюжеты, зачатые ещё в мирное время. Никуда не делись ни политические интриги, ни экономические проблемы, ни житейские заботы. Пандемия всего лишь причудливо видоизменяет эти вечные сюжеты. И Красноярский край – не исключение.

2 - Кремль - фото автора.JPG

ТРЕТИЙ РАУНД?

Год назад началось массированное наступление врагов на позиции Александра Усса. Правда, некоторые наблюдатели считают, что атака на главу региона стартовала ещё осенью 2018 года, однако, по моему мнению, тогда речь шла всего лишь о разведывательных операциях и мелких диверсиях. Регулярные артиллерийские залпы по губернатору начались именно в мае 2019 года, когда при поддержке некоторых федеральных игроков в едином порыве его принялись «мочить» быковцы, навальнята и примкнувшая к ним руководитель Счетной палаты края Татьяна Давыденко.

Первый раунд борьбы за губернаторское кресло продолжался около четырех месяцев. Из-за явной неготовности Серого дома к этим неприятностям стратегическая инициатива в первые месяцы войны оказалась на стороне противников Александра Викторовича. Невынужденные ошибки начальства усугублялись для региональной власти природными обстоятельствами вроде невиданных по масштабу лесных пожаров. Но в августе губернатор перешел в контрнаступление и успешно отбросил врагов на исходные рубежи.

Но этим дело не закончилось. Второй раунд схватки начался в конце января. Вновь в качестве передового отряда выступили «Патриоты России», которых отдельными залпами поддерживали федеральные деятели вроде Геннадия Онищенко. Скандальную лесную тему зимой сменила «вечнозеленая» экология. Быковцы попытались набрать очки на «черном небе», правда, без особого успеха. На этот раз их натиск был встречен во всеоружии и отбит без особого труда. Всё же и от врагов бывает польза – приходится постоянно пребывать в тонусе… К тому же в середине марта тема коронавируса оттеснила на периферию общественного интереса оппозиционные наскоки на власть.

Но, похоже, ещё не все «антиуссовские» бюджеты полностью освоены. В последнее время вновь заметны шевеления в лагере врагов красноярского губернатора. Давыденко дает интервью Караулову. Навальнята представляют очередную аранжировку своих старых «расследований» о богатстве руководителя региона. Старые песни о главном запели и ангажированные анонимы из телеграм-каналов… Все эти кейсы новизной не отличаются. Ощущение дежавю усиливают лесные пожары, которые из-за аномально теплой весны заполыхали нынче раньше обычного.

К разочарованию заказчиков нынешняя атака особого интереса у публики, которая озабочена сегодня совсем другими проблемами, не вызвала. Но все равно интересно понять, почему именно сейчас произошел этот всплеск. Думаю, ответ надо искать в общей нервной обстановке, которая сложилась сегодня в Москве из-за наложившихся друг на друга эпидемиологического, финансового и политического кризисов. Туманное будущее даёт основание разным кланам пытаться ловить золотую рыбку в мутной воде, в том числе и в экономически привлекательных губерниях.

Одним из самых популярных сюжетов, активно обсуждаемых в последние недели пикейными жилетами цифровой эпохи – политическими телеграм-каналами, стало ожидание массовых отставок глав регионов. Идут бурные споры вокруг количества возможных отставников. Кто-то настаивает, что досрочно кресла освободят более двадцати губернаторов. Им уверенно возражают другие. Дескать, речь идет об уходе всего семи региональных начальников. Причиной грядущего «губернаторопада» помимо плановой ротации анонимы называют фиаско местного начальства в борьбе с пандемией в отдельных субъектах РФ.

Эти разговоры, похоже, и возбудили врагов Александра Усса, которые решили воспользоваться моментом, чтобы попробовать «запихнуть» его в «расстрельный список». Для этого, в частности, нужно доказать, что краевая власть плохо справляется с пандемией. Пожалуй, именно эта тема стала пока единственным новым аргументом в риторике оппонентов губернатора. Её уже пытаются артикулировать Быков и Серебряков. Получается у них это не слишком убедительно.

3 - - обработка автовокзала фото с официального портала Красноярского края.jpg

В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ

Полтора месяца борьбы с COVID-19 показали, что красноярской власти пока удается достаточно гибко реагировать на этот вызов. Работать ей приходится фактически «с двух рук» - с одной стороны сдерживать натиск пандемии, с другой – пытаться не перекручивать гайки с режимом самоизоляции. В частности, дать возможность большинству экономических субъектов вести деятельность, несмотря на эпидемиологические ограничения. Относительный баланс, на мой взгляд, пока удаётся соблюдать. О здравом смысле краевого начальства свидетельствует аккуратная отмена режима самоизоляции в ряде сельских районах, где угроза заражения коронавирусом минимальна.

По числу подтвержденных диагнозов COVID-19 в расчёте на 100 тысяч жителей мы находимся в шестом десятке. При этом Красноярский край опережает все остальные регионы Сибирского федерального округа по количеству проведенных тестов на коронавирус. Впрочем, как показало массовое заражение в офтальмологическом центре, проблемы в краевом здравоохранении есть серьезные. Именно эта вспышка открыла дверь «уханьке» во многие муниципалитеты края. Обоснованное беспокойство вызывают и новости о закрытии из-за заражения врачей целых корпусов больниц в Минусинске и Ачинске.

Расслабляться рано – край, как и большинство регионов РФ, отстает по темпам распространения инфекции от Москвы примерно на 2-3 недели. Это означает, что пик заболеваемости ещё впереди. В этом контексте настораживает, что немало жителей нашего региона (как и в целом по стране) стали пренебрегать правилами безопасности. Об этом свидетельствует низкий индекс самоизоляции, который с конца апреля регулярно демонстрирует Красноярск. Возросшее количество народа на улицах и машин на городских магистралях говорит об очевидном снижении уровня коллективного инстинкта самосохранения. Как бы нам боком не вышла эта вольница «вирусоскептиков»…

Возможно, имеет смысл по примеру других регионов ввести обязательный «масочный режим» в магазинах, общественном транспорте и других присутственных местах, как минимум, в городах и райцентрах края. Не думаю, что маска защищает от всех напастей, но её обязательное ношение могло бы стать важным психологически - дисциплинирующим фактором для тех, кто слишком рано расслабился. Благо, что сегодня маски можно без проблем купить не только в аптеках, но и в продовольственных магазинах региона.

При этом не стоит забывать и о пряниках. 30 апреля губернатор анонсировал указ «о возобновлении работы парикмахерских и салонов красоты, химчисток и ателье, мастерских и фотосалонов». На мой взгляд, вполне логично разрешить и торговлю непродовольственными товарами в магазинах площадью не более 800 квадратных метров, как это сделано в Германии. Открывать ТРЦ, конечно, пока не стоит, но согласитесь, что крайне странно выглядят закрытые на замок магазины одежды и обуви в то время, когда вовсю работают хозяйственные и строительные супермаркеты. Одним словом, простор для точечного административного креатива немалый.

Эффективность мер поддержки бизнесу со стороны краевой власти оценивать не берусь – пусть о ней лучше скажут сами предприниматели. Пожалуй, именно в социально-экономической сфере содержатся сейчас основные риски для политической стабильности. Режим самоизоляции ударил по кошельку многих людей. Как им выживать без денег и работы? Финансовых резервов на эти цели в региональных бюджетах нет. Свести бы концы с концами… Ответ на этот важнейший вопрос должна дать федеральная власть. И чем быстрее, тем лучше.


Александр Чернявский

Фото Владимира Корецкого, из архива автора и с официального портала Красноярского края



Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: