Красноярск: пробки 4
Неканоническое лето

Неканоническое лето

2020-07-24
Нынешнее лето ломает привычные сценарии и каноны. Как правило, в середине июля начальство дружно уходит в отпуск, а главными героями на политической арене становятся партии, ведь именно в этот период начинается активная фаза избирательных кампаний разных уровней. Обычно именно вокруг грядущего в сентябре единого дня голосования строились многие сюжеты во вторую половину лета.

Нынче все по-другому. Из партийных станов приходит лишь скудная информация о региональных конференциях, где утверждались кандидатские списки. Привычной «движухи» и предвыборной суеты в крае почти не наблюдается. Умы политически озабоченных субъектов Красноярья занимают совсем другие события. Масштабные разборки олигархов, кадровые пертурбации, да к тому же поднадоевшая до тошноты ковидная пандемия никак не хочет уходить из информационной повестки… Как в капле воды многие красноярские сюжеты отражают то, что происходит в целом в нашем Отечестве.

2 - фото с официального портала Красноярского края.jpg

ПО ВИЗАНТИЙСКИМ ЛЕКАЛАМ

Иногда приходится слышать от неглупых вроде людей, что в России политики давно уже нет. Дескать, выстроенная Владимиром Путиным вертикаль власти органически не переваривает реальной конкуренции в борьбе за власть. Партии, выборы и прочие элементы того, что многие люди считают «политикой», по их мнению, в нашей стране являются всего лишь декоративными элементами авторитарной системы, маскирующейся под демократию.

Если брать за образец государственные системы управления на Западе, то с этими рассуждениями можно даже согласиться. В этих странах несущими конструкциями политической системы являются партии. И хотя, конечно, на политический процесс влияют и другие игроки – бюрократические институты, крупные корпорации и т.п., но все же именно партиям делегировано право принимать ключевые решения, которые определяют внешнюю и внутреннюю политику.

В девяностые годы у нас попробовали построить систему по западным лекалам. Но наш климат оказался слишком суров для хлипких либеральных конструкций. Россия пошла своим путем. В путинскую эпоху отечественный парламентский квартет, по сути, превратился, в большую партию, состоящую из четырех неофициальных отделов. Их главная функция - отвечать за разные электоральные группы. «Единая Россия» - за лоялистов, ЛДПР – за националистов и маргиналов, КПРФ – за ностальгирующих о светлом прошлом, «Справедливая Россия» - за верящих в социальное государство.

Но и эта «мегапартия власти», по сути, всего лишь инструмент в руках исполнительной власти. Партийная система делает то, что ей прикажут старшие товарищи. Особая миссия «как бы» оппозиционных партий – аккумулировать энергию протестных настроений, аккуратно перенаправляя её в безопасное для Системы русло. Как это происходит на практике, мы наглядно наблюдали не так давно в сюжете с пенсионной реформой. Исключения из этого правила на уровне регионов и муниципалитетов иногда встречаются, но на общую картину практически никак не влияют.

У нас ключевые решения принимаются в других местах – в «группах влияния», в которые входят высокопоставленные чиновники, силовики, руководители корпораций и т.п. В перманентной подковёрной борьбе этих кланов за ресурсы зачастую рождаются многие сюжеты, которые и определяют реальную политику на всех уровнях – от уездных городков до белокаменной. Свежий пример на эту тему: арест Сергея Фургала и последовавшие за ним многотысячные акции протеста в Хабаровском крае.

Возможно, правы те эксперты, которые утверждают, что такую модель управления мы унаследовали от нашей духовной праматери – Византии, которая после развала Римской империи смогла оставаться на плаву более тысячи лет. Хотя к любым историческим аналогиям надо относиться осторожно, однако невозможно отрицать, что тиражируемая из века в век модель единоначалия (царь, генсек, президент…) и кровно связанная с ней система сдержек и противовесов обусловлена укорененными в наш генетический код традициями.

По византийским лекалам во многом строится и региональная политическая жизнь. Красноярский край яркое тому подтверждение. Не сказать, что партии совсем никак не влияли на процессы в верхах, но на берегах Енисея они никогда не были ключевыми игроками. Их в своих интересах использовали все кому не лень. Главным образом крупные финансово-промышленные группы. Особенно ярко это проявилось на губернаторских выборах 1998 и 2002 годов, когда битвы за пост губернатора превратились в ожесточенную схватку олигархов.

Нынешняя турбулентность в красноярской политике также во многом обусловлена не противостоянием партий, а разными, зачастую противоположными интересами федеральных игроков. Именно они передвигают фигуры и пешки на нашей шахматной доске. И в ближайшее время эта ситуация вряд ли изменится.

3 - фото с сайта Законодательного собрания Красноярского края.jpg

ЭФФЕКТ ХЛОПУШКИ

Как сообщают СМИ, уголовное дело против бывшего ректора Красноярского государственного медицинского университета Ивана Артюхова и экс-проректора этого вуза Бориса Краснопеева было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Очередное громкое дело закончилось не менее громким пшиком. Артюхова и его заместителя обвиняли в растрате бюджетных средств на сумму 1,2 миллиона рублей. По версии следствия, они незаконно потратили эти деньги на реконструкцию купола здания КрасГМУ. Позже, статью обвинения о растрате и присвоении средств фигурантами дела переквалифицировали на более мягкую - «превышение служебных полномочий».

Дело было возбуждено в конце 2018 года. В феврале 2020 года его направили в суд. Но адвокаты доказали, что их подзащитные ничего не нарушали. Следователи остались у разбитого корыта. Артюхов и Краснопеев будут требовать сатисфакции с силовых структур за нанесенный им ущерб. Но вряд ли, конечно, они получат в полном объеме компенсацию за все моральные и материальные потери. Сомнительно, например, что Артюхов сможет восстановиться на прежней работе в должности ректора. Медицинским университетом нынче рулит депутат Заксобрания Алексей Протопопов. Хорошо, если для Артюхова найдут в КрасГМУ должность, достойную доктора медицинских наук, члена-корреспондента РАЕН и действительного члена Нью-Йоркской академии наук.

Отметим, что это не первый случай, когда красноярские силовики «начинали за здравие, а заканчивали за упокой». В мае 2018 года стартовало так называемое «Богучанское дело». Судя по первым сообщениям, речь шла о настоящей сибирской мафии, которая в течение многих лет проворачивала темные делишки на сотни миллионов рублей. В деле фигурировали высокопоставленные чиновники, а также депутаты муниципального и регионального уровня. Июль 2020 года на дворе, но мы по-прежнему остаёмся в неведении, как движется расследование, кого оправдали, а кто по-прежнему числится в подозреваемых.

В 2017 году общественности с большой помпой рассказали о том, что «по факту превышения полномочий должностными лицами, принимавшими участие при реализации имущества АО ПИК «Офсет», возбуждено уголовное дело». Ущерб краевому бюджету оценили в 390 миллионов рублей! И что?! Три года прошло, и никто (кроме избранных) до сих пор не знает, чем закончилось расследование этого дела. Создается впечатление, что неназванные «должностные лица» с украденными сотнями миллионов благополучно избежали наказания и, попивая коктейль где-нибудь на Мальдивах, посмеиваются над наивными сибиряками, верящими в торжество справедливости...

При этом первые лица региональных управлений силовых структур вроде бы регулярно встречаются со СМИ, но почему-то на этих пресс-конференциях практически не звучит информация о некогда гремевших делах, которые нам в своё время презентовали в качестве «блестящих побед» силовиков в борьбе с коррупцией. Генералы словно воды в рот набрали. Гробовое молчание порождает, мягко говоря, не слишком комплиментарные по отношению к стражам правопорядка версии о том, что кого-то «отмазали», что где-то дело закрыли по политическим причинам и т.п. И стоит ли после этого удивляться низкому рейтингу доверия населения по отношения к людям в погонах?

Александр Чернявский

Фото автора, с официального портала Красноярского края и сайта Законодательного Собрания Красноярского края

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: