17 января на Театральной площади Красноярска будут подведены итоги юбилейного Х международного фестиваля-конкурса «Волшебный лёд Сибири». Как скульпторы создают снежные и ледовые скульптуры, по каким критериям оценивают конкурсантов, рассказал председатель правления Красноярской региональной организации «Союза художников России» Сергей Форостовский.

- Вы знаете, самая страшная вещь в мире – это быть судьёй! Причём обычный судья судит по законам, а как судить творчество, где очень много субъективного? Это очень сложно!
Тем не менее, наше жюри – это высокопрофессиональное сообщество: доктора искусствоведческих наук, заслуженные художники и академики... Мы стараемся быть максимально объективными, честными и открытыми. Тем более, что есть ещё онлайн-голосование и от народа не скроешься.
Но есть и различные профессиональные критерии, по которым мы оцениваем работы. Один из самых главных критериев — это раскрытие темы, затем идея, затем сюжет, ну, и дальше все составляющие.
Например, в конкурсе молодёжных команд, результаты которого уже оглашены, победил коллектив из Тувы, второе место – у команды из Хабаровска, третье – у совместной команды из представителей Красноярска и опять Республики Тыва.
Эта республика – в глубине Сибири в стороне от основных маршрутов. Там очень развита скульптура национальная, веками местные камнерезы работают с агальматолитом и серпентинитом (прим. «1-LiNE» – виды минералов). Тувинцы – единственный народ Южной Сибири, чей камнерезный промысел вышел на уровень настоящего искусства. Причём, даже не имея профессионального образования, художники-скульпторы глубоко погружены в историю своей страны, в природу и животных, с которыми они живут там тысячелетиями.
Вот и ледяные работы молодых скульпторов из Тувы на нашем фестивале-конкурсе имели во-первых такие национально-культурные компоненты, во-вторых они имели органику, что очень важно в скульптурах изо льда и снега – такой важный элемент как чистота стиля.
Как лично вы оцениваете ту или иную работу?
- Кроме темы, идеи сюжета, я всегда оцениваю большой силуэт. Оцениваю драматургию, режиссуру, например – от большого к малому. Я всегда хочу понять природу происхождения скульптуры: какой там культурный пласт был, какая была история. Я пытаюсь залезть в сценарий, который сидит в голове скульптора. Иногда сценарий помогает понять мастера, а иногда мешает.
Художник – это самый интересный вид творчества. Если сравнивать с музыкой, то художник или скульптор – он и автор-композитор, и музыкант-исполнитель в одном лице. И мне всегда очень интересно вот эту драматургию читать.
Художники и скульпторы работают с разными материалами. В чём особенность льда и снега?
- У скульпторов есть два принципиально разных способа или даже «технологии» творчества. Например, скульптор, который работает с глиной или металлом, он наращивает объём. А вот при работе с камнем, льдом или снегом он идёт от обратного и наоборот «вырывает» ненужные куски, отбрасывает лишнее. Как говорил Микеланджело: «Внутри каждого камня скрыта статуя. Задача скульптора – её обнаружить». Это же можно отнести к снегу и льду.