Страсти вокруг ЖКХ чреваты новыми войнами.
Метаморфозы в ЖКХ Красноярска по накалу страстей и общественному резонансу начинают всерьез конкурировать с темой «черного неба». В октябре, сюжеты, связанные с капитальным ремонтом и приобретением СГК части «Краскома», стали явно преобладать в публичном пространстве региона. И это не назовёшь случайностью и сезонным явлением. Разборки в жилищно-коммунальном хозяйстве, к сожалению, выходят за скобки сложных взаимоотношений хозяйствующих субъектов, поскольку касаются не только интересов местной номенклатуры, но в той или иной степени практически всех жителей миллионного мегаполиса.
ЛОГИКА МОНОПОЛИСТА
В октябре случилось то, что должно было случиться. «Сибирская генерирующая компания» объявила о приобретении 33 % в ООО «Красжилкоминвест». Эта компания, в свою очередь, владеет 74 % активов ООО «Краском» - предприятия, которое отвечает не только за водоснабжение столицы края, но и занимается тепло- и электроснабжением Красноярска.
Ну и что, казалось бы? Треть доли бы вроде не должны особо напрягать – формальных оснований говорить о том, что теплоэнергетики захватили контроль над стратегической для города компанией, нет. 26 % остается в собственности краевой власти и муниципалитета. Но, судя по тому, что практически параллельно стало известно о том, что СГК делегировала в менеджмент «Краскома» Бубновского и Гончерова, есть веские основания полагать, что это предприятие уже вошло в империю миллиардера Мельниченко.
В принципе, ничего неожиданного не случилось. Еще летом СГК не скрывала, что их, в первую очередь, интересует 263 км теплосетей, 42 центральных тепловых пункта и 11 котельных, которые входят в «Краском». И интерес этот с точки зрения развития бизнеса вполне логичен и оправдан.
- Идея централизации теплотранспортных активов, объединение их под эгидой одной организации обсуждается давно. Такая консолидация даст ряд положительных эффектов. Во-первых: это централизованная диспетчерская служба, которая сможет эффективней управлять теплосетями. Во-вторых, единая ремонтная и инвестиционная программа. За счет этого мы сможем проводить реконструкцию и обновление тепловых сетей для подключения новых потребителей. В-третьих, снижение затрат на передачу тепла, что является одной из составляющих тарифа для потребителей,- заявил в начале июля директор Красноярского филиала СГК Александр Шлегель.
Надо отдать должное СГК: она умеет четко двигаться к намеченным целям. Похоже, теплоэнергетиков вдохновляет советская система, когда все теплоснабжение больших городов было сконцентрировано в одних руках. И, по большому счету, ничего плохого в этой монополизации для потребителей нет, если генерирующая компания при этом гарантирует горожанам надежность теплоснабжения при приемлемых тарифах. Такие политически важные гарантии могут быть документально зафиксированы в четких соглашениях с региональной властью, а не только в громких заявлениях менеджеров разного ранга.
Пока такого соглашения нет, вполне обоснована тревога общественных активистов и депутатов, которые говорят о том, что жилищно-коммунальный комплекс столицы края сегодня попал под контроль одной бизнес - структуры. Правда, при этом забывают добавить, что в такой ситуации Красноярск фактически существует уже больше 10 лет! Принятое в нулевых годах краевым и городским начальством решение о создании «Жилфонда» и «Краскома», которые оказались под контролем одних и тех же персонажей, тесно связанных с тогдашней красноярской властью, создало условия, при которых продажа жилищно-коммунальных активов стало только делом времени.
Вопросы о том, как случилось, что ЖКХ Красноярска «ушло» в частные руки, задавать надо не Толоконскому с Акбулатовым, а Хлопонину с Пимашковым. Наверняка немало интересного могли бы рассказать на эту тему и бывший вице-мэр (а до этого назначения замгубернатора) Виталий Бобров и другие представители номенклатуры, которые ещё недавно были у всех на слуху.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…
А спрашивать есть что. Недавно в интервью «Независимой газете» руководитель регионального общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков напомнил, на каких условиях «Краском» был передан Валерию Грачеву, и каким образом это предприятие зарабатывало деньги. Позволим привести большую цитату, поскольку она важна для понимания того, как жил «Краском» и его владельцы до недавнего времени.
- Инвестор взял обязательства в течение 49 лет инвестировать 55 млрд руб., но эта сумма никак не разбита по годам. То есть инвестор может 48 лет не вкладывать средства, а в последний год обанкротиться и уйти, при этом получая каждый год хорошую прибыль от операционной деятельности. На заре создания компания действительно вкладывала существенные деньги в модернизацию сетевой инфраструктуры города. В среднем по холодной воде перекладывалось около 30 км сетей в год, по стокам – 26-28. В 2013 году был проведен капитальный ремонт 4 км сетей, а в 2014-м – ноль. На вопрос, где исполнение договора, компания поясняет, что тарифное регулирование, которое сегодня действует в отношении их организации, не позволяет менять сетевое хозяйство, по которому износ с каждым годом нарастает, - рассказывает Роман Казаков. - Мы сравнивали показатели финансово-хозяйственной деятельности по Красноярскому и Новосибирскому водоканалам, потому что это примерно сопоставимые структуры. Бросилось в глаза, что цена погонного метра труб при капитальном ремонте в Новосибирске в два раза меньше, чем в Красноярске. В Новосибирске это 24 тыс. руб. в среднем, в Красноярске – примерно 46 тыс. Когда начали разбираться, стало понятно, что на сегодняшний день для компании «Краском» точка образования прибыли – это не само предприятие. Точка образования прибыли и рентабельности – это выполнение ремонтных работ. И подрядчики, которые привлекались компанией для ремонтных работ, принадлежат тому же человеку, которому принадлежит компания «КрасКом». Получилась в итоге какая-то мутная бизнес-схема
Стоит добавить, что более-менее заметная работа «Краскома» по модернизации системы городского водоснабжения и канализации на первом этапе существования ООО объясняется не только и не столько доброй волей ее топ-менджмента, но и обильной финансовой поддержкой из бюджета. Со сменой власти в мэрии Красноярска этот мощный денежный ручей из казны прекратился. Прекратился по разным причинам. Во-первых, бюджетный кризис – это не только фигура речи. Во-вторых, определенные сомнения у нового руководства города вызвала легитимность такой поддержки.
К тому же в 2015 году начались известные проблемы с силовиками у председателя совета директоров «Краскома» Валерия Грачева, которые некоторые наблюдатели связали как раз с борьбой за активы компании. Правда, год назад основным претендентом на них называли «Росводоканал». Но СГК оказалась проворнее.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Сегодня мяч находится на половине «Сибирской генерирующей компании». Именно от СГК, в первую очередь, зависит, удастся ли выстроить конструктивные отношения с красноярской властью и купировать те риски, которые волнуют городское сообщество. Приобретя «Краском», теплоэнергетики на самом деле взвалили на себя очень тяжелую ношу. Потому что помимо «вкусных» теплосетей и котельных, СГК вообще-то взяла на себя полную ответственность за надежное водоснабжение и канализационное хозяйство Красноярска. А именно это основный вид деятельности «Краскома».
Сейчас не только власть волнует вопрос: а готовы ли теплоэнергетики к такой ноше, есть ли у них профессионалы, которые способны без потерь «перехватить» управление у нынешней команды «КрасКома»? Судя по заявлению Виктора Толоконского после встречи с генеральным директором СГК Михаилом Кузнецовым такой уверенности у региональной власти нет. Думается, во многом именно поэтому глава края настаивает на том, чтобы действующий директор «Краскома» Сергей Яценко остался на своем месте, хотя, судя по инсайдерской информации, ему уже предложили «уйти по-хорошему». Но кто-то же должен держать ситуацию с водоснабжением краевого центра под контролем хотя бы в период смены караула.
Возможно, СГК питает надежду освободиться от непрофильных (для теплоэнергетиков) активов «Краскома» - городскими системами водоснабжения и канализации. Вряд ли на это пойдет красноярская власть, которой явно не выгодно оставаться один на один с острыми проблемами больного коммунального комплекса. И средство для борьбы с потенциальным раздроблением «КрасКома» у чиновников есть – угроза расторжения договора аренды муниципального имущества – водо-канализационного хозяйства, заключенного в 2007 году. Но такой сценарий неизбежно приведет к очень большой войне, в которой победителей не будет. В развязывании этой битвы могут быть заинтересованы отдельные депутаты и политтехнологи, которые привыкли извлекать дивиденды из подобного рода конфликтов. Но стоит ли ориентироваться на их интересы, когда на кону стоит безопасность стратегически важной системы жизнеобеспечения Красноярска?
В ближайшие месяцы власти и СГК придется искать приемлемый вариант взаимодействия. Новая конфигурация на рынке жилищно-коммунальных услуг Красноярска нуждается и в глубоком, беспристрастном анализе, на основе которого сторонам надо находить компромисс. И чем быстрее, тем лучше.
Александр Чернявский
Подпишитесь: