«Зачем люди женятся? Ведь каждый из них в моменте может быть счастлив по отдельности? Но тогда у них нет будущего!»
Эту очевидную, но не всегда замечаемую истину напомнил на Красноярском экономическом форуме заместитель губернатора Красноярского края Сергей Ерёмин. Прозвучала она в ходе экспертной дискуссии «Бизнес и территории. Новый подход к социальным инвестициям».
Знакомый с экономическими терминами человек воскликнет: «Какие могут быть инвестиции в «социалку»? Это же только безвозмездные траты!». Но всё больше представителей бизнеса приходят к выводу, что социальное благополучие – не менее ценный капитал, чем основные фонды. А вот с общественным сознанием всё не так просто.
В качестве отправной точки обсуждения модератор площадки – генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов – кратко рассказал о результатах исследования «Рост запроса общества к бизнесу, как социальному инвестору».
За год с конца 2021 года существенно выросло признание бизнесом ценности ответственности перед обществом – так считают 46% опрошенных (+22%), в обратном уверены 45% (-6%). То есть общество постепенно видит и осознаёт, что бизнес – это не «акула капитализма» и даже не просто легитимный и полноправный участник социально-экономических процессов, а в немалой степени помощник.
О том, как это происходит в заполярном Норильске, рассказала директор Департамента социальных программ «Норникеля» Ирина Жуйкова:
«Когда наш сотрудник заканчивает рабочий день, он становится горожанином. Именно поэтому важно, в каком городе он живёт, в каком городе живут и развиваются его дети, какие есть возможности для проведения досуга… Именно поэтому мы достаточно давно реализуем программу социальных инвестиций и развиваем вместе с городом, развиваем город. Но изменение городской среды – это не сиюминутный процесс, он – отложенный во времени. Тем не менее, в Норильске уже в течение 3-5 следующих лет появятся и новые общественные пространства, и новые жилые комплексы, и малые сервисные предприятия, и современные музеи…»
В силу своего расположения Норильск – нетипичный российский город, в отличие от большинства муниципалитетов его органам власти и руководству расположенных там предприятий особо сложно бороться за кадры – удерживать их и привлекать новые. Да, «Норникель» может дать и даёт конкурентные зарплаты, много вкладывает в социальную сферу, фактически запустив процесс «второго рождения» города к 2035 году. Но арктический климат, но территориальная почти оторванность «от материка»…
«Могут ли города типа Норильска, с его климатическими и географическими особенностями за счёт улучшения городской среды реально выигрывать в конкуренции за привлечение кадров и жителей из других территорий?» - поинтересовался модератор дискуссии.
«Конечно, городская среда влияет на восприятие человека в городе: город – как ценностное предложение для сотрудников, которых мы привлекаем, - ответила Ирина Жуйкова.
– Не так давно я летела в Норильск. Рядом в самолёте оказался сотрудник, работающий в компании более 20 лет. Я спросила: «Почему вы в своё время выбрали Норильск?» Он ответил: «Когда мы решали, куда поехать работать на Север, мы съездили в Уренгой и в Норильск. В Норильске мы увидели на улицах асфальт, а в Уренгое ещё были деревянные помостки…» Вот – даже на таком уровне люди выбирают для себя место, где они будут жить. Современный комфортный город, конечно, более привлекателен как место не только работы, но и жизни».
В ходе дискуссии вокруг участия бизнеса в привлечении и удержании кадров на территории «всплыл» и несколько непривычный для таких дебатов тезис «А надо ли вообще кого-то «держать»? В праве ли кто-то ограничивать социальную и трудовую мобильность граждан России?»
«Может быть, привлекая кадры, не нужно формировать у людей ощущение, что они едут в какой-то город на всю жизнь? – предположил Алексей Фирсов.
– Человек приезжает в город, за 3-5-10 лет может сделать какую-то часть своей биографии, выстроить карьеру и перемещаться по карьерной лестнице и территориально далее. Надо уйти от парадигмы «пожизненного найма» в привлечении людей на территорию, и тогда по-другому нужно выстраивать саму философию трансформации городской среды, понимая, что человек, может быть, приехал не на всю жизнь».
В этот момент мне вспомнилась советская практика «комсомольских строек», когда молодые люди ехали их той же Москвы и других городов Центральной России в Сибирь и на Дальний Восток, где перспективы успешного профессионального старта, социального благоустройства и карьерного роста государство и предприятия обеспечивали выше, чем в столице. Кто-то из тех «комсомольцев» выбился в «капитаны экономики», кто-то, обеспечив себе и своей семье успешный жизненный старт, через некоторое время оставил «севера», а кто-то – остался…
«У Норильска есть интересная особенность – большинство приезжает туда «с материка» поработать год, а остаются на всю жизнь. Может быть это парадокс, а может Норильск – это город настолько тёплых и неравнодушных людей? Людям там комфортно, им там безопасно, - считает Ирина Жуйкова.
– В то же время действительно, наверное, имеет смысл приглашать специалиста и на 5-10 лет. У «Норникеля» есть мотивационные программы для сотрудников. Например, жилищные программы, когда мы в течение 10 лет «удерживаем» сотрудника на предприятии и вместе с ним решаем вопрос с его будущей квартирой «на материке». По прошествии 10 лет человек сам решает, оставаться ли ему работать в Норильске или ехать «на материк». В то же время один из двух новых домов, которые там строит «Норникель», предназначен для приглашённых сотрудников, которые на время работы на предприятиях компании будут там жить на условиях социального найма».
Бизнес на массовом уровне пока не воспринимается в качестве ведущего ресурсного центра в социальной сфере. Тем не менее, 25% опрошенных ЦСП «Платформа» уже ставят его на первое и второе места среди «ожидаемых помощников».
Исследование показывает, что со стороны государства и населения растёт ожидание выполнение бизнесом роли социального инвестора. Это во многом обусловлено позитивным представлением молодёжи (59%) о вовлечённости бизнеса в социальные проблемы и проявлении ответственности. Люди в возрасте от 18 до 34 лет по большинству показателей фактически являются ядром группы поддержки такой точки зрения. Старшее поколение более скептично относится к социальной роли коммерческого сектора, чаще демонстрирует недоверие.
Общее мнение участников описанной дискуссии на КЭФ-2023 (представителей бизнеса, власти и экспертов): бизнес в значительной мере готов вкладываться в социальную инфраструктуру и уже делает это. Такие шаги предприниматели понимают не как «повинность» или убыточную благотворительность, а как социальную ответственность и «производственную необходимость». Но, в свою очередь, не снимает ли государство с себя собственно государственные функции и перекладывает их на предпринимателей? Да и предпочтения опрошенных свидетельствуют: общество в значительной мере продолжает воспринимать бизнес в качестве «дойной коровы», которая «по жизни должна».
Обратите внимание на сферы, в которые, по мнению опрошенных ЦСП «Платформа» должен вносить свой социальный вклад бизнес.
Согласитесь: верхушка этой перевёрнутой пирамиды вообще-то – государственные функции!
«Многим сегодня некомфортно разграничивать функции, обязанности и возможности бизнеса и власти в социальной сфере. Но именно поиск такого баланса был лейтмотивом нашей экспертной дискуссии «Бизнес и территории. Новый подход к социальным инвестициям», - сказал модератор площадки Алексей Фирсов.
– Нельзя приводить это к полному смешению, потому что тогда власть «расслабляется» и начинает искать «удобные» для себя решения».