Красноярск: пробки 3

Силовые вибрации

Профессиональные победы силовиков (в первую очередь, чекистов), которые чуть ли не еженедельно ловят за руку проштрафившихся начальников, начинают влиять на красноярскую политику. Понятно, что ЧП с криминальным привкусом карму региональной власти не улучшают, опуская ее в разных экспертных рейтингах. Парадокс нашей ситуации заключается в том, что чиновничьи грешки совершались при одних губернаторах, а тень от них невольно ложится и на нынешнее руководство региона.

Резонансные уголовные дела создают ощутимые вибрации в медиа-пространстве и вызывают живой отклик общественности. Популярны версии о том, что силовики якобы выполняют заказ неких могущественных сил, устраняя с помощью громких скандалов с криминальной начинкой политических и экономических конкурентов. Благо, при желании в любом криминальном сюжете можно найти субъектов, которые заинтересованы в падении «сильных мира сего».

Безусловно, «люди в погонах» имеют свои интересы в самых разных сферах. Но сомневаюсь, что кто-то из региональной номенклатуры обладает реальными рычагами влияния на силовые ведомства. Генералы ориентируются нынче, в первую очередь, на федеральное руководство. Обрасти тесными связями в крае им старается не дать Москва. Для этого, в частности, практикуют планомерную ротацию руководящего состава силовых структур. Никто в генеральских креслах надолго не задерживается. Так что, если уж и искать заказчиков некоторых громких скандалов, то явно не на берегах Енисея.

Но «иногда сигара – это просто сигара». Одни «слуги государевы» лихоимствуют, а другие их ловят за руку просто в силу своего профессионального долга. Хотя некоторые уголовные дела последнего времени вызывают у общественности закономерные вопросы.

ЧП С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Сегодня на слуху, прежде всего, проблемы с законом, возникшие у королей строительного рынка Красноярска. В том числе, и у обладателей депутатских мандатов. В офисах некоторых строительных компаний идут обыски, возбуждаются уголовные дела на сотни миллионов украденных рублей. Наблюдатели справедливо говорят о переделе в самой финансово емкой отрасли краевого центра. Это обстоятельство не отменяет очевидного факта – у многих магнатов рыльце в пушку, так что жаловаться им лишь на происки конкурентов не стоит. Одним из политических последствий нынешней зачистки может стать существенное сокращение «партии строителей» в будущем созыве горсовета Красноярска. Надеюсь, это поможет оздоровить атмосферу в муниципальном парламенте, который нынче во многом превратился в клуб лоббистов.

Уже со всех сторон обсуждено «филармоническое дело» и его возможные последствия для исполняющей обязанности министра культуры Елены Мироненко. Пока чиновница держится, отражая публичные и подковерные атаки её многочисленных недоброжелателей. И всё же складывается впечатление, что запас номенклатурной прочности этой дамы, несмотря на влиятельных покровителей Мироненко в Сером доме, уже на исходе.

Не менее громким обещает стать и «дело врачей». Сейчас в основном «обсасываются» проблемы Андрея Павлова - главного врача Перинатального центра Красноярска. Его обвиняют в получении взяток при госзакупках медицинских товаров. Но не будем забывать, что еще в ноябре было возбуждено уголовное дело и в отношении руководителя поликлиники № 7, заподозренного в злоупотреблении должностными полномочиями. Эти скандалы вряд ли улучшают настроение одному из долгожителей краевого правительства Вадиму Янину, возглавляющего министерство здравоохранения с 2008 года.

В сюжете с Андреем Павловым интересна реакция общественности. В его защиту выступили известные в Красноярске люди, которых трудно заподозрить в неискренности или какой-то ангажированности. Не верят они в виновность главного врача и открыто пишут об этом в социальных сетях. Неравнодушное отношение горожан к громким делам становится уже фишкой Красноярья. Выступали красноярцы и в защиту бывшего руководителя департамента городского хозяйства мэрии Олега Гончерова. Он фактически стал «стрелочником» в 2013 году после знаменитого обрушения подпорной стены на Свободном.

Мощная волна поднялась в Минусинске в защиту бывшего начальника городского управления образования Веры Ложечниковой. Ей в 2015 году дали один год условно за незаконно выписанную, по мнению следствия, премию в размере 11,5 тыс рублей. Многие не без оснований считают Ложечникову жертвой политических интриг. До своих злоключений она возглавляла местное отделение «Единой России», и это было не по вкусу некоторым местным кланам. Вера Ложечникова продолжает бороться за свое честное имя. Правда, пока все её усилия тонут в прокрустовом ложе затянувшихся юридических процедур.

СТРАННОЕ МОЛЧАНИЕ

Возбудить громкое уголовное дело мало. Важнее довести его до приговора. В этом смысле показательна многолетняя эпопея с делом бывшего замминистра экономического развития края Надежды Маршалкиной. Она явно не спешит сдаваться на милость силовикам. И никто не берется предсказать, когда же прозвучит вердикт суда по изрядно затянувшемуся делу. Судя по всему, адвокаты у экс-чиновницы матёрые и работают на совесть.

Вспоминаются и некоторые медийно-криминальные бури 2017 года, которые начинались с громких заявлений следователей, а потом также внезапно сменялись молчанием компетентных органов. Много шума было минувшей весной вокруг якобы злоупотреблений первого проректора по экономике и развитию СФУ Павла Вчерашнего. Тогдашнего главного кандидата на пост ректора СФУ обвинили в превышении должностных полномочий. Речь шла о нарушениях, которые якобы были допущены при распределении грантов.

СМИ сообщали, что в этом сюжете фигурировал также министр спорта края Сергей Алексеев. Дело казалось очень простым, однако чем оно закончилось (или продолжилось?), красноярская общественность до сих пор не знает. На некоторые мысли наводит отсутствие фамилии Вчерашнего в списке нынешних проректоров университета, но эти мысли официальную информацию не заменят.

Аналогичные вопросы возникают и по поводу громкого дела, связанного с продажей «Офсета». Следователи подозревали, что государство не досчиталось сотен миллионов рублей при продаже в 2016 году имущественного комплекса комбината. Основания для этих подозрений, похоже, были веские. «Установлено, что в результате совершенной крупной сделки по продаже активов АО ПИК «Офсет», учредителю и единственному акционеру общества – Красноярскому краю причинен значительный материальный ущерб в размере более 390 млн рублей (!),- говорится в пресс-релизе краевой прокуратуры от 03.05.2017, - Красноярский край фактически лишился имущества в виде предприятия, а также реальной стоимости обеспеченных таким имуществом акций АО ПИК «Офсет». 

В начале июня прошлого года прошли обыски в офисе «Офсета» и агентстве печати и массовых коммуникаций Красноярского края. Изъяли, как водится, компьютеры и документацию. Прокуратура сообщила о том, что «ГСУ СК РФ по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ по факту превышения полномочий должностными лицами Правительства Красноярского края, агентства по управлению государственным имуществом края, агентства печати и массовых коммуникаций края, руководителями АО ПИК «Офсет».

После этого пресс-релиза наступила непонятная тишина. То ли дело закрыли, то ли пинкертоны настолько погрузились в поиск улик, что забыли обо всем. А молчание в таких резонансных делах всегда дает пищу для слухов и разного рода конспирологических версий. Победные рапорты о новых уголовных делах и задержаниях высокопоставленных мздоимцев – это замечательно, но все же об эффективности борьбы с коррупцией мы судим не по пресс-релизам, а по судебным приговорам.

Александр Чернявский


 

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить