Красноярск: пробки 3
Сибирская Швейцария

Сибирская Швейцария

По количеству плебисцитов Красноярский край может стать лидером в России, замечает политический обозреватель 1-LINE Александр Чернявский.

В конце 19-го века побывавшие в Красноярске писатель Антон Чехов и революционер Владимир Ленин, не сговариваясь, сравнили наши места с Швейцарией. Так их поразили наши красоты. Конечно, вряд ли эти не самые последние в отечественной истории персонажи могли предвидеть, что в 2015 году вновь захочется сравнить Красноярье с альпийской республикой, правда, уже в ином контексте.

Институт референдумов в Швейцарии был введен еще в 1874 году. С той поры в этой стране многие спорные вопросы решаются на плебисцитах. Судя по количеству «референдумных» идей, которые сейчас обсуждаются в нашем регионе, сибиряки также не прочь некоторые проблемы разрешить с помощью народного голосования. У нас сейчас хотят провести целых два плебисцита по вопросу прямых выборов. Железногорские экологи параллельно добиваются проведения референдума по проекту строительства ядерного могильника в регионе. Про публичные слушания, которые можно назвать «младшим братом» референдумов, говорить даже не приходится — они проводятся в Красноярске настолько часто, что уже превратились в обыденное явление.

О чем говорит такая любовь к этим жанрам? Во-первых, чтобы там ни говорили скептики, но гражданское общество в крае сформировалось. По словам политолога Юрия Москвича, в Красноярске образовался сильный средний класс, который перестал быть «вещью в себе», а все активнее начинает интересоваться проблемами, влияющими на качество нашей жизни. Это неравнодушие ярко проявилось в ожесточенной дискуссии, которая последние месяцы ведется в Красноярске вокруг проекта новой схемы теплоснабжения краевого центра. Люди вдруг осознали, что, казалось бы, сугубо отраслевой вопрос напрямую может повлиять и на состояние экологии в городе, и на состояние семейных кошельков.

Во-вторых, тяга к референдумам свидетельствует о том, что недоверие к власти в нашем обществе по-прежнему велико. Почему возникла тема референдума по прямым выборам мэров? Не только потому, что КПРФ решила на ней заработать политические дивиденды (вполне разумный шаг, кстати). Крайне спорное решение краевой власти по изменению модели формирования муниципальной власти было встречено в обществе, мягко говоря, с недоумением. Еще свежи в памяти прошлогодние заявления ответственных товарищей в поддержку народного волеизъявления. Что же такого радикального произошло в крае за год, чтобы их позиция повернулась на 180 градусов? Да, международная обстановка сильно осложнилась, но бандеровцев на берегах Енисея вроде замечено не было. Внятного ответа мы от нынешних сторонников практически не услышали. Пустая демагогия про «укрепление власти» и «сокращение расходов на выборы» не в счет. Если следовать этой логике, то придется и депутатов Заксобрания избирать на заседаниях Гражданской ассамблеи края.

В этом смысле, может быть, самые понятные аргументы в защиту новой модели можно найти у губернатора. В минувшую среду состоялась его встреча с депутатами горсовета, на которой Виктор Толоконский обозначил свою позицию по самым острым проблемам жизни Красноярска. Несмотря на якобы «закрытый» формат рандеву, уже появилось видео, где губернатор, говоря о своих мотивах, которые подвигли его на муниципальную реформу, отметил, что он «увидел в крае безвластие. Поэтому, когда появилась возможность это безвластие преодолеть, я сказал: давайте этой возможностью воспользуемся». В этом же фрагменте далее глава региона фактически признает, что сие решение вряд ли соответствует настроениям красноярцев. «Я могу твердо сказать, что 9 из 10 нормальных активных граждан скажут, что нужны прямые выборы». Похоже, Толоконский исповедует известную формулу, приписываемую Маргарет Тэтчер, что «не все правильные решения должны быть популярными».

Публичные слушания по поправке в Устав Красноярска, отменяющей прямые выборы градоначальника, которые состоялись 22 мая, подтвердили мнение о том, что нынешняя модель формирования исполнительной власти краевого центра горожанам более по нраву, чем избрание главы через конкурсную комиссию. Более 70 % участников слушаний проголосовали против отмены прямых выборов. Но в любом случае мэрская поправка будет очень скоро рассматриваться на сессии горсовета. Будет на ней рассматриваться и поправка городских парламентариев в краевой закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», который, наоборот, предусматривает сохранение прямых выборов. Ждем продолжения банкета.

БУДУЩЕЕ МЭРА

Тем временем кулуары красноярской власти накрыла очередная волна слухов о возможной отставке Акбулатова. Говорят, что «еще немного, еще чуть-чуть», и Эдхам Шукриевич покинет мэрию ради какого-то очень почетного поста. Тема возможной отставки мэра не нова, однако интенсивность нынешнего информационного шума наводит на мысль о некой спецоперации определенных сил, заинтересованных в продвижении на пост главы Красноярска своего человека. В списках возможных преемников Акбулатова фигурируют члены краевого правительства Виктор Зубарев и Николай Глушков, а также бизнесмен, депутат горсовета Александр Коропачинский.

Ничего нового на самом деле не происходит. О том, что старожилы красноярской власти Зубарев и Глушков при определенном раскладе могут возглавить главный муниципалитет региона, слухмейкеры говорили еще на закате мэрства Петра Пимашкова. А Коропачинский в 2012 году даже участвовал в выборах мэра, правда, не слишком удачно.

И все же — насколько реален уход Акбулатова? Опять же губернатор сделал на днях на эту тему интересное заявление в эфире «КП — радио». Он с негодованием отверг предположения о каком-то конфликте между краевой властью и мэрией, обвинив в этом вбросе неназванных журналистов. И добавил:

«Я отношусь с огромным уважением. Знал Эдхама Акбулатова с первых дней работы полпредом. Часто именно его ставил в пример как квалифицированного, профессионального управленца в Москве. Никаких сомнений в его профессионализме, человеческих качествах нет. Мне очень комфортно с ним работать. Моя задача  всячески поддержать усилия главы города. Мы единомышленники и союзники в развитии Красноярска».

Что это — искреннее заявление или политическая игра? Ведь трудно отрицать, что в Красноярске за последние полгода серьезно выросло количество очагов напряжения. Платные парковки, памятники Лебедю и Сталину, новая схема теплоснабжения, наконец, споры вокруг отмены выборов мэра — Красноярск, увы, далек от социально-политической стабильности. Не все в этих сюжетах зависит от градоначальника, но в России система власти устроена так, что в конечном счете за конфликтные зоны придется отвечать первому лицу. Хоть в крае, хоть в городе. Именно эта нестабильность дала во многом пищу для слухов об отставке Акбулатова. И пока эта тема не закрыта.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ «ШУХЕР»

Взятие под стражу председателя совета директоров компании ООО «КрасКом» Валерия Грачева всколыхнуло номенклатурную и медийную общественность региона. Для большинства красноярцев это имя мало о чем говорит, но для политического и делового истеблишмента Красноярья Грачев, безусловно, знаковая фигура. Его уже давно называли одним из самых влиятельных людей региона.

Что означает спецоперация УФСБ? К скандалам в многострадальной сфере ЖКХ вообще-то все уже привыкли. И когда возбуждается уголовное дело «по фактам незаконного начисления вознаграждения членам совета директоров ООО в размере около 20 млн рублей», это выглядит всего лишь обыденной информацией в криминальной хронике. Но то, что в эти жернова попал могущественный Грачев, придает делу совершенно иное звучание.

Конечно, первое, что приходит на ум, задержание Грачева — сигнал к переделу жилищно-коммунальной сферы Красноярска. О том, что некие москвичи хотят захватить стратегически важную компанию, через которую проходят миллиардные потоки, говорится уже несколько лет. Но по-прежнему «КрасКомом» рулят знакомые лица и никакой войны за активы мы в публичном пространстве не наблюдаем. Под ковром, конечно, всякое может происходить.

Есть соблазн связать нынешние события в ЖКХ с переменами на краевом Олимпе. Если вспомнить первые кадровые решения Виктора Толоконского после прихода на берега Енисея, то, безусловно, самыми значимыми из них стали отставки вице-премьера Михаила Кузичева и министра ЖКХ Андрея Резникова, имевших прямое отношение к жилищно-коммунальной сфере. Это наводит на мысль, что уход высоких покровителей из края позволил открыть сезон охоты на коммунальщиков.

С другой стороны, сотрудники УФСБ провели первые обыски в офисах ООО «КрасКом» еще в конце февраля 2014 года, когда регионом руководили совсем другие люди. И вообще не стоит переоценивать степень зависимости силовиков от краевого руководства. Люди в погонах ориентируются в основном на приказы от своего московского начальства, хотя, конечно же, работают в тесном контакте и с местными губернаторами.

Сюжет с задержанием Валерия Грачева находится сейчас в дебютной стадии. О его исходе можно только гадать. Судя по действиям силовиков, они настроены решительно. А значит, есть вероятность того, что по масштабу общественного резонанса это дело может стать вровень как минимум с делом Цирюльникова и делом Пашкова.

Александр Чернявский

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме: