В местной политической жизни как-то внезапно наступило затишье.
Закончился кадровый кризис в горсовете. Уходит в глубь истории муниципальная кампания, вызвавшая много возмущенных комментариев красноярской оппозиции. Даже слухов, которые всегда клубятся таинственной дымкой в коридорах власти, в сентябре стало заметно меньше. Неужто на берегах Енисея и вправду установилась долгожданная политическая стабильность, о которой так любят грезить краевые начальники?
Тишина в краевых масс-медиа, конечно же, не должна обманывать: потенциальных конфликтов и точек напряжения в регионе по-прежнему хватает с избытком. И уже в октябре многие из этих конфликтов выйдут на поверхность. В первую очередь, конечно, новыми красками заблистает сюжет № 1 краевой политики 2015 года — отмена прямых выборов мэров. Полем битвы может стать как горсовет Красноярска, так и Законодательное собрание.
КОЗЫРНЫЙ ТУЗ
Сенсационная победа коммуниста Сергея Левченко на губернаторских выборах в Иркутской области уже обросла множеством комментариев. Почему же проиграл представитель партии власти и действующий губернатор Сергей Ерощенко? Причин много. Не только раскол в региональных элитах и бездарность пиарщиков власти привели ко второму туру, который коммунист выиграл за явным преимуществом.
Одним из главных факторов, приведших к разгрому кандидата от партии власти, стало то, что Ерощенко восстановил против себя многих жителей столицы области. Также, как и в Красноярске, прямые выборы в Иркутске отменила «Единая Россия» с подачи руководителя региональной исполнительной власти. Незадолго до финиша кампании губернатор попытался ситуацию переломить, вдруг заявив, что он готов поддержать возвращение в Иркутск прямых выборов главы. Но было поздно — иркутяне просто не поверили начальнику. Раньше надо было думать… Столицу Ерощенко ожидаемо проиграл.
Иркутскую ситуацию можно смело экстраполировать на Красноярск. То же откровенное пренебрежение общественным мнением и соглашательство тех, кто пригрелся у кормушки, создали в краевом центре идеальную ситуацию для оппозиции. Отмена прямых выборов – это тот козырный туз, который при желании можно мощно использовать в избирательной кампании в Законодательное собрание. И не только в Красноярске, но и в других муниципалитетах, где недовольных внедрением номенклатурной схемы назначения глав тоже хватает.
В октябре ожидаются сразу несколько заметных информационных всплесков на эту тему. Во-первых, избрание Татьяны Казановой председателем горсовета показало, что в муниципальном парламенте чуть ли не впервые образовался альянс, который, если сохранит свою нынешнюю сплоченность, то может уже на ближайшей сессии решить гамлетовский вопрос об отмене прямых выборах главы. Депутаты смогут внести поправки в муниципальный устав, который вводит конкурсную модель избрания мэра. Для этого нужна поддержка 24 депутатов. Именно столько проголосовало за избрание нового спикера.
Во-вторых, на этой же сессии муниципальные парламентарии смогут одобрить законодательную инициативу, в которой попросят Заксобрание все-таки сделать исключение для Красноярска, оставив в столице региона нынешнюю модель. Самые умные головы в нынешнем горсовете считают, что эти два решения нужно принимать одним пакетом. Такой подход с политической точки зрения выглядит вообще единственно возможным. В самом деле, если депутаты под прессом краевого законодательства и наседающей прокуратуры просто внесут изменение в городскую Конституцию, то это даст возможность поспекулировать на этом некоторым товарищам из краевой власти. Такие попытки летом мы уже видели. Вряд ли городским депутатам, многие из которых мечтают в следующем году повысить свой парламентский статус, стоит давать такие козыри своим потенциальным конкурентам.
Вообще фракции «Единой России» в Законодательном собрании сейчас не позавидуешь. «Свинью» (в хорошем смысле этого слова) им подложил и коллега по краевому парламенту, представитель «Справедливой России» Олег Пащенко. В сентябре он открыто выступил против «комиссионного идиотизма», опубликовав законопроект, который в случае его принятия вернет народу законное право самим определять, кто должен рулить муниципалитетами. В то, что его примут, верится, конечно, с трудом, но и спрятать законопроект Пащенко под сукно не удастся. А это значит, что единороссам придется в очередной раз всенародно доказывать, почему мнение чиновников из конкурсной комиссии лучше народного волеизъявления. Трудная задачка…
Можно, конечно, помечтать и предположить, что краевая власть осознает все риски и вернет населению право выбирать своих глав. Сценарий не самый фантастический — в Бурятии минувшим летом Народный хурал оказался способен на такое мужественное решение. Может, и в умах красноярских единороссов что-то щелкнет и в них проснется инстинкт политического самосохранения?
Не будем забывать, что остается еще такое сильнодействующее средство, как референдум. По весне эту тему подняли общественники и КПРФ, но по непонятным причинам она летом заглохла. Может быть, не те подняли? Протестный потенциал в таком референдуме сопоставим со страстями по ферросплавному заводу. Были бы мозги, да ресурсы – и тогда следующий год может войти в новейшую политическую историю Красноярья как один из самых интересных.
МИНА ДЛЯ МЭРА
С темой прямых выборов связан и вопрос о будущем красноярского градоначальника. Как только городские депутаты принимают поправку в Устав Красноярска, отменяющий нынешнюю модель, у тех группировок, которые хотели бы заменить Эдхама Акбулатова на своих ставленников, руки оказываются развязанными.
В новой законодательной ситуации им не придется проходить через рискованные выборы. Кадровый вопрос вполне можно будет решить «над ковром». А потом все запустить по отработанной летом номенклатурной схеме. Послушная конкурсная комиссия, «подогретые» разными способами депутаты горсовета, нажимающие на «правильную» кнопку, и всё! – на глазах у изумленных горожан в мэрском кресле миллионного города оказывается г-н Пупкин, подотчетный только своим благодетелям и спонсорам.
Даже если депутаты Заксобрания вдруг решат сделать исключение для Красноярска и вернут горожанам прямые выборы, то произойдет это не сразу. Рассмотрение в комитетах, первое чтение, второе… Это означает, что, как минимум, пара месяцев для того, чтобы провернуть такую комбинацию, у желающих есть. И тогда слухи об отставке нынешнего мэра, которые гуляют в кулуарах с весны, станут явью. Бесспорно, не исключен вариант, что Эдхам Шукриевич может сам захотеть попробовать себя в иной ипостаси, однако пока таких намерений у мэра не видно. Поэтому сместить его можно только с помощью кабинетного заговора. Как бы этот переворот потом не был подан публике.
Такой поворот событий несет серьезные риски для Красноярска и красноярцев. Да, в деятельности нынешнего мэра при желании можно найти немало промахов. В первую очередь, в политической области, где Эдхам Акбулатов слишком уж доверился известным советчикам из Серого дома, которые часто откровенно его «подставляли» (и подставляют) под удары оппонентов, как это было, например, в ситуации с отставкой Валерия Ревкуца.
Однако политические ошибки — еще не повод менять коней на переправе. А сегодня и в регионе, и в краевом центре мы наблюдаем именно ситуацию «переправы». Судя по новостям из краевого правительства, в следующем году «бюджетные пояса» придется затянуть всем без исключения муниципалитетам региона. Хотя муниципалитету удалось без особых проблем запустить отопительный сезон, но разборки в ЖКХ продолжаются. Банкротство управляющих компаний, входящих в «Жилфонд», уже сейчас стало головной болью не только для мэрии, но и для многих горожан.
Есть и безусловные политические риски. Не стоит обольщаться наступившим спокойствием в горсовете. Нынешний созыв сделан из легковоспламеняющихся материалов. Достаточно будет спички, чтобы в одночасье сжечь нынешние альянсы и прежние договоренности. В Красноярске уже стартовала избирательная кампания в Заксобрание. С каждым месяцем она будет только набирать обороты. Если в этот период столица края получит неавторитетного мэра-марионетку, то мало не покажется не только единороссам, но и всем, кто зависит от действий власти.
Не факт, что эти соображения примут во внимание те, кто отвечает за ситуацию в крае. За последнее время мы не раз убеждались в низком качестве политического менеджмента в регионе. Но, как справедливо говорят эксперты, вопрос о том, кто должен рулить миллионным мегаполисом, решается в Москве. А у кремлевских кураторов может быть по этому поводу мнение, не совпадающее с раскладами местных интриганов.
Александр Чернявский
Подпишитесь: