Споры о значении фигур Лебедя и Зубова будут продолжаться еще долго.
Символически совпало известие о смерти Валерия Зубова в московской больнице с открытием в Красноярске памятника Александру Лебедю. Наверное, трудно было найти больших антиподов, чем либерал, профессор экономики и боевой генерал, написавший книгу с характерным названием «За державу обидно!» При жизни они слыли непримиримыми оппонентами. Их противостояние носило не только эмоциональный, но зачастую и концептуальный характер. Возможно, только смерть с присущей ей горькой иронией смогла примирить эти незаурядные фигуры, поставив рядом даты ухода из этого бренного мира бывших красноярских губернаторов.
И все же есть и то, что объединяло их, кроме того, что они совокупно почти 10 лет руководили Красноярским краем. Оба были сильными людьми с собственной правдой, которую не боялись отстаивать, даже если она шла вразрез с господствующим мнением. И Лебедя, и Зубова не любили в Кремле. Слишком уж они демонстративно шагали не в ногу с начальством. Хотя оба побывали на высоких постах в российской власти, но по своему духу они были более настоящими оппозиционерами, чем те, кто заигрывает с протестным электоратом сегодня. На мой взгляд, оба политика до конца не раскрыли свой огромный потенциал. Для этого помимо таланта нужно еще, чтобы и контекст эпохи был соответствующий. С этим им не повезло.
Так получилось, что автору этих строк довелось довольно близко общаться с ушедшими героями той крайне противоречивой эпохи. С Александром Ивановичем впервые мы встретились в студии краевого радио в 1997 году. В этот момент было принято решение о его участии в губернаторских выборах. По социологическим опросам, Лебедь тогда был самым популярным политиком в стране. Затем уже после победы в 1998 было несколько встреч с губернатором по рабочим поводам.
Но только в 2002 году за несколько месяцев до катастрофы в Ермаковском районе мне дважды удалось пообщаться с генерал-губернатором, что называется, по душам, один на один. Лебедь делился не только своим виденьем политической ситуации в крае (а была она для главы региона архисложная), но и много рассказывал о подковерной стороне событий в Приднестровье и Чечне, где ему пришлось выступать в роли миротворца. Помню, поразил он меня тем, что наизусть цитировал Платона…
Хотя с Зубовым мы познакомились еще в середине девяностых годов на одном из журналистских балов, посвященных Дню российской печати, но тесно пообщаться с ним довелось гораздо позже – в 2003 – 2004 годах. Сильно удивил меня звонок Валерия Михайловича, предложившего вместе поработать над его новой книгой. Дело в том, что я всегда скептически относился к либеральным взглядам экс-губернатора, да и политические его проекты часто давали повод для критики в моих статьях в «Аргументах и фактах на Енисее». До сих пор не знаю, почему он решил работать именно со мной, но, думаю, само это решение очень ярко его характеризует: Зубов не боялся сотрудничать с теми, кто с ним не соглашался. Возможно, надеялся, что наша непохожесть сможет высечь необходимую для интересного материала творческую искру. Работали в его квартире на Менжинского за чаем и плюшками…
Первый вариант книги, где Валерий Михайлович с редкой откровенностью впервые рассказал о многих подводных течениях красноярской и федеральной политики в эпоху Ельцина, получился угловатым и колючим. Но этой версии книги не повезло – она была готова накануне старта избирательной кампании в Госдуму. Политтехнологи, с которыми тогда работал Зубов, прочитав текст, были шокированы.
«Валерий Михайлович, если книга выйдет, то вы можете поссориться с многими влиятельными фигурами красноярской номенклатуры. Давайте, вы ее лучше после выборов напечатаете», - уговаривали они Зубова.
Экс-губернатор тогдашних советников услышал (слишком многое для него стояло на кону), проект был на время заморожен. Книга «Сила не в умении ходить строем…» вышла только в 2005 году.
Ее содержание дополнилось важным разделом, в котором Зубов делился своими мыслями по поводу происходящих в тот момент в стране событий и процессов. Но по семейным обстоятельствам я продолжать работу над книгой не мог. На финише проекта эстафетную палочку от меня принял известный красноярский журналист Виктор Мельник…
Не сомневаюсь, что споры вокруг сложных фигур Александра Лебедя и Валерия Зубова будут продолжаться очень долго. Еще не сошли с политической сцены те, кто начинал свою карьеру в девяностые годы, еще далеко не все тайны недавнего прошлого стали доступны общественности. Прошлогодние страсти, порой переходящие рамки приличия, вокруг памятника генерал – губернатору наглядно показали, что до какого-то общественного согласия в этих вопросах далеко. Но находить его придется. Пора все-таки искать то, что нас объединяет, а не разводит по разные стороны баррикад.
НЕ ВИДЯ БЕРЕГОВ
Пока же до консенсуса далеко, как до Луны. «СКВЕРная» история (отличная журналистская находка Алексея Соколова), случившаяся в Студенческом городке, показала, что власть, да и общество за последние годы так и не научились предотвращать на ранней стадии опасные конфликты. Пожар начали тушить, когда уже большого смысла в этом не было.
Количество грубейших пиаровских просчетов, совершенных, например, СФУ, который оказался в центре этого скандала, поражает. Принимая решение о вырубке 2.5 тысяч тополей и кустарников, никто даже не подумал, что запуганное мнимыми и настоящими экологическим угрозами городское сообщество встанет на дыбы. Хотя можно было заранее не только внятно рассказать о том, что сквер исчерпал «срок годности», но и начать демонстративно создавать новые зеленые пространства в том же Студгородке. Правда, лучше деревья сажать по всему городу, особенно в Советском и Ленинском районах, где каменные джунгли и промышленные производства убивают даже мечту о зеленых островках.
Скандал с вырубкой сквера выявил еще одну интересную тенденцию – у горожан стали вызывать явное раздражение депутаты горсовета, пытающиеся «срубить» очки на каждой горячей теме. По рассказам очевидцев, депутатов разве что на три буквы не отправляли…
Глядя в последнее время на действия самых шумных муниципальных парламентариев, мечтающих о повышении своего статуса до депутатского мандата ЗС, не оставляет чувство, что они перестали видеть берега. Ребята идут буром, уровень агрессии зашкаливает, адекватности все меньше. Надеюсь, что это просто весеннее обострение, которое можно вылечить без хирургического вмешательства…
ЗА ПУТИНА, ЗА БЫКОВА?!
Власть продолжает создавать красноярским «Патриотам России!» бесплатную рекламу. Многие горожане и не ведали, что баннер с путинской цитатой имеет какое-то отношение к команде Анатолия Быкова. Но в теленовостях красноярцам все доходчиво разъяснили. Хотя уверен, что муниципалитет имел все формальные основания снять эту «рекламную конструкцию», однако всегда ли стоит так уж буквально следовать букве правил?
Этот инцидент имеет значение не только для Красноярска. Как метко подметил политолог Юрий Москвич, «если раньше монополия на высказывания главы государства принадлежала «Единой России», то сейчас на него с полным правом могут претендовать партии, которые входят, например, в Общероссийский народный фронт. В этом смысле у «Патриотов России» есть моральное право «прислоняться» к популярному президенту».
Полностью согласен с Москвичом, поэтому не удивлюсь, если, например, главным слоганом избирательной кампании «ПР» в Красноярском крае будет простое как мычание: «За Путина, за Быкова!» И попробуйте в суде доказать, что они не имеют на это право.
С наступающим Светлым Христовым Воскресеньем, уважаемые земляки!
Александр Чернявский
Подпишитесь: