Красноярск: пробки 3

Призрак атеизма

Решение властей Санкт-Петербурга передать Русской православной церкви Исаакиевский собор вызвало яростные споры в обществе. В первых рядах противников восстановления исторической справедливости, как обычно, выступила творческая интеллигенция. Акции протеста, петиции и прочие ритуальные вещи заполнили информационное пространство, породив странное ощущение, что в России по-прежнему правят бал большевики-безбожники. Эта истерия стала еще одним подтверждением, что времена воинствующего атеизма оставили трудноизлечимые язвы в душах очень многих наших соотечественников.

Красноярск в этом смысле не исключение. У сибиряков есть свой «Исаакий» - проект строительства кафедрального Собора на Стрелке. В конце декабря губернатор Виктор Толоконский сообщил, что в 2017 году наконец-то начнется строительство главного храма Красноярья на месте, где по преданию в 1628 году высадились казаки Андрея Дубенского. И тут же нам поспешили напомнить, что ещё в 2013 году часть красноярских архитекторов выступила против строительства кафедрального Собора в этом месте. Они назвали тогда этот проект «серьезной градостроительной ошибкой». Говорили, что храм может во время паводков попадать в зону подтопления и т.п.

Пикантности всей этой истории добавляло то, что никто из местных зодчих особо не протестовал, когда на этом же месте московские бизнесмены в 2007 году собирались строить очередной торгово-офисный центр. Нынче к старым возражениям против строительства храмового комплекса добавился еще один «замечательный» аргумент. Дескать, пик строительства придется на проведение Зимних студенческих игр и вид большой стройки в центре города может быть не слишком приятным зрелищем для участников и гостей Универсиады. Ну и, конечно же, не обошлось без демагогии по поводу того, что проект строительства кафедрального собора якобы «раскалывает общество», нанося Русской православной церкви серьезный репутационный ущерб.

Допускаю, что некоторые противники строительства храма на Стрелке исходят из самых благих побуждений. Беспредел застройщиков в Красноярске в последние два десятилетия уже стал «притчей во языцех». Точечная застройка сильно искорежила исторический облик центра города. И вполне оправданна настороженность горожан к любым проектам, связанных с застройкой набережной Енисея, что показали недавние шумные протесты красноярцев против строительства бизнес - центра рядом с Речным вокзалом. Но все же строительство храмового комплекса – случай особый и к нему нельзя подходить с обывательскими мерками.

Речь не только о взорванном в 1936 году коммунистическими варварами Богородице - Рождественского собора, на месте которого позже построили здание крайкома ВКБ (б). Молох сталинских репрессий и хрущевских гонений, обрушившихся на русскую православную церковь в двадцатом веке, дает этому религиозному институту неоспоримое моральное право требовать восстановления справедливости во всём: от реституции  имущества до невмешательства во внутреннюю жизнь РПЦ.

В этом сюжете есть и важнейший градостроительный аспект. Строительство кафедрального собора и храмового комплекса на Стрелке – это замечательный повод начать серьезный разговор о формировании облика Красноярска. К сожалению, вынужден согласиться с популярным телеведущим Владимиром Соловьевым, который несколько лет назад сокрушался по поводу архитектурного убожества города на Енисее. В справедливости этой оценки можно убедиться, если взглянуть на наш город с высоты птичьего полета. Изумительный природный ландшафт и … совершенно скудоумная застройка вызывают горькое чувство неиспользованных возможностей. И пора бы уже красноярским архитекторам не словесными интервенциями заниматься, а предлагать решения, которые могут преобразить Красноярск.

Александр Чернявский

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме: