Борьба за мэрское кресло началась, но главные игроки карты пока не раскрывают.
Отчет Эдхама Акбулатова об итогах мэрской пятилетки, судя по обилию публикаций в краевых и городских СМИ, стал одним из главных событий последней недели. И это понятно – в сентябре 2017 года заканчиваются полномочия нынешнего градоначальника. Уже сейчас многие красноярцы задают себе вопрос: ждать ли перемен на капитанском мостике? С учетом значимости столицы для жизни края, по сути, это главный политический сюжет в нынешнем сезоне.
Выступление мэра перед депутатами горсовета можно расценить, как серьезную заявку на второй срок. Такие доклады, с явным заходом в следующую пятилетку, «хромые утки» не делают. По сути, 28 марта мы увидели своеобразный конспект предвыборной программы. Хотя Акбулатов не дал ясного ответа по поводу своих амбиций, однако тональность доклада, конкретные тезисы по поводу ближайших перспектив краевого центра особых сомнений не оставляют: Эдхам Шукриевич готов пойти на второй срок.
ЖАЖДУТ, НО МОЛЧАТ
Почему же Акбулатов решил «помучить» и журналистов, и политологов, и весь краевой истеблишмент, не дав прямого ответа о своем участии в конкурсной процедуре по выборам Главы города? Думаю, в первую очередь из тактических соображений. Зачем надевать на себя уже сейчас красную майку мэра-кандидата и тем самым дразнить быков, то бишь, конкурентов, мечтающих о захвате мэрского кресла? Возможно, самой правильной датой объявления своих планов для Акбулатова является 11 сентября – на следующий день после официального завершения полномочий. Поскольку у мэра-трудоголика априори нет времени на политические игрища.
Иная ситуация у возможных конкурентов Акбулатова. Им, как и в любой классической избирательной кампании, придется отработать политтехнологический «букварь» сразу по нескольким линиям. Попытаться дискредитировать действующего мэра, утопить компроматом других оппонентов и параллельно «продвигать» в городские массы светлый образ «себя любимого». И делать это придется, не дожидаясь осени.
Естественно, контекст номенклатурных выборов ставит перед любым кандидатом еще и четвертую, может быть, самую сложную задачу – работу с депутатским корпусом. Они ведь будут утверждать руководителя муниципалитета. Однако эту задачу как раз можно отложить и на сентябрь-октябрь. Ибо рассуждать о раскладах в нынешнем созыве горсовета, у которого семь пятниц на неделе, все равно, что играть в «угадайку» или заниматься интеллектуальной мастурбацией. Сегодняшние альянсы в горсовете легко трансформируются в нечто противоположное при малейшем дуновении конъюнктурных ветров.
Со второй и третьей линией «как бы» избирательных кампаний претендентов на пост мэра пока наблюдается звенящая пустота. Никто не спешит бросать перчатку вызова Эдхаму Акбулатову, что дает широкий простор для интерпретаций и всевозможных версий. Список возможных кандидатов на пост Главы уже насчитывает несколько десятков имен. Но дело не в амбициях конкретных граждан, а в том, кто из них может одновременно заручиться поддержкой федеральной и краевой власти.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
Теоретически такие ресурсы есть лишь у некоторых высокопоставленных товарищей краевого масштаба и выдвиженцев от финансово-промышленных групп, которым интересен Красноярск. Например, у кандидатов от «Сибирской генерирующей компании» и «Русского алюминия». «Норильский никель» в этих играх вряд ли будет активно участвовать, хотя при некоторых раскладах и его немаленький лоббистский ресурс может быть задействован. Но здесь всё зависит от кураторов со Старой площади – позволят ли они олигархам вообще участвовать в красноярских бегах? Не факт.
Более заметны мэрские амбиции некоторых местных субъектов. Не исключено, что именно с их подачи этой весной начался «энный» по счёту накат на градоначальника. В вину ему вменяют, как обычно, все подряд: от проблем коммерсантов-ларечников до режима «черного неба». Есть и те, кто вполне осознанно хочет раскачать в краевом центре лодку социально-политической стабильности и тем самым дискредитировать градоначальника в глазах Москвы.
Но эти способы – палка о двух концах. Не будем забывать и про президентскую кампанию, которая осенью уже станет главной темой общественно-политической повестки. Именно поэтому красноярские «смутьяны» и подстрекатели будут вычислены кураторами из АП довольно быстро. Если среди них найдутся «интересанты» и в мэрском сюжете, то им не позавидуешь. Более того, резкая критика в адрес мэра на митинге красноярских любителей Навального только добавила очков в копилку Акбулатова. Еще пара таких мероприятий с плакатиками «Мэра – в отставку» и интрига с выборами градоначальника вообще может умереть. Когда в нашей стране меняли градоначальника, который не нравится внесистемной оппозиции?
С этой точки зрения федеральный контекст играет в пользу действующего мэра. Вряд ли случайно на прошлой неделе Акбулатова включили в новый состав Президентского совета по развитию местного самоуправления. Примечательно, что из муниципальных начальников свои позиции в этой структуре сохранили только красноярский мэр и псковский градоначальник Иван Церерский. Не будем делать далеко идущих выводов, но сомнительно, чтобы Кремль приглашал в такой орган людей, с которыми завтра планирует попрощаться.
Впрочем, не стоит все списывать только на происки врагов Эдхама Акбулатова. В Красноярске хватает и так называемых «полезных идиотов». Так в политике со времен Ленина называют наивных людей, которые действуя порой из самых искренних побуждений, фактически таскают «каштаны из огня» для ушлых политиканов. Таковыми большевики, например, считали западных интеллектуалов, сочувствующих социалистическим идеям. «Полезные идиоты» настроение мэрии подпортить могут, но, конечно, не стоит их значение переоценивать, особенно с учетом специфики номенклатурных выборов.
ЛДПР НАСТУПАЕТ
Этой весной случилось историческое событие. ЛДПР в Красноярском крае стала оппозиционной партией № 1. По факту сие свершилось еще 18 сентября 2016 года, когда ЛДПР получила фракцию в краевой парламенте по количеству депутатов превосходящая фракции КПРФ, «Справедливой России» и «Патриотов России» вместе взятых. Но тогда еще у определенной части публики были сомнения по поводу «настоящей» оппозиционности «жириновцев». Звучали утверждения, что краевое отделение ЛДПР чуть ли не проект Толоконского с Пономаренко. Разве что «пятой колонной» власти не называли.
Однако мартовская битва железных вице-спикеров Алексея Кулеша и Алексея Клешко сомнения развеяла: ЛДПР на берегах Енисея ведет абсолютно самостоятельную игру и к советам товарищей из «Единой России» прислушивается лишь в том случае, когда им это выгодно. Чем же объяснить метаморфозу в политической стратегии либерал-демократов?
Здесь свою роль сыграли несколько факторов. Во-первых, видна определенная согласованность действий краевого отделения ЛДПР с демаршами вождя. Владимир Жириновский, похоже, начал свою президентскую кампанию и будет вести ее в жестком стиле. «Единой России» стоит ожидать постоянных атак со стороны либерал-демократов.
Во-вторых, явно усилился лидер красноярских либерал-демократов Сергей Натаров. Под его началом в регионе собирается довольно влиятельный медиа-пул, который, можно не сомневаться, будет на полную катушку использоваться в политической борьбе и против личных врагов Натарова. В-третьих, грех не воспользоваться вялотекущим кризисом в краевых отделениях других партий, называющих себя оппозиционными. Этой осенью состоятся выборы в муниципальные парламенты ряда городов, и в этих кампаниях ЛДПР наверняка постарается закрепить за собой звание партии № 2 в крае.
Не исключено, что попытаются какие-то дивиденды получить местные «жириновцы» и в сюжете с выборами Главы Красноярска. Хотя у этой партии нет ни одного депутата в горсовете, однако не стоит недооценивать возможностей бывшего вице-спикера муниципального парламента, а ныне лидера фракции ЛДПР в Заксобрании Александра Глискова. Он по-прежнему оказывает влияние на некоторых своих бывших коллег в горсовете, что при определенных обстоятельствах может сыграть свою роль.
Растущее влияние ЛДПР вызывает у КПРФ и других неудачников выборов-2016 – неприкрытую зависть, а у «Единой России» - раздражение. Складывается впечатление, что даже «партия власти» уже не в состоянии остановить разгоняющийся локомотив жириновцев. Хотя, может быть, за ЛДПР просто еще никто всерьез в Красноярском крае не брался?
Александр Чернявский
Подпишитесь: