Красноярская власть решила заглянуть в будущее.
И все-таки она появилась!.. Проект стратегии социально – экономического развития Красноярского края до 2030 года, о необходимости которой так много говорили в последние годы первые лица Красноярья и эксперты, начали обсуждать на берегах Енисея. Если всё пойдет по плану, то её должны принять депутаты еще нынешнего созыва краевого парламента. Хочется, конечно, добавить: «И наконец-то мы, вооруженные руководством к действию, на всех парах помчимся к светлому будущему», но не будем спешить с щенячьими восторгами. Тем более, что даже духовной отец Стратегии-2030 — губернатор Виктор Толоконский советует не слишком обольщаться по поводу этого проекта.
«Это не значит, что в этом документе есть полный план действий на эти пятнадцать лет. Это, скорее, старт очень большой работы, потому что в документе есть специальное приложение, по которому нужно разработать 23 серьёзнейших прогноза и программы: прогноз развития экономики и бюджета, стратегию развития каждого района и города, стратегию развития каждой отрасли», - подчеркивает глава края.
Можно задать вопрос, тогда в чем же «сермяжная правда» сего проекта для красноярцев? Пока это вопрос открытый.
«Стратегия является документом «общественного согласия» власти, бизнеса и населения края», - пишут авторы проекта.
«Время этого жанра прошло. Планы развития могут писать корпорации, а не регионы», - утверждает уважаемый политолог Юрий Москвич, который на своем веку повидал ни один десяток подобных стратегий.
При всем уважении к заслугам и опыту Юрия Николаевича не могу согласиться с утверждением, что подобные документы совсем уж бесполезны.
Во-первых, информация о возможных траекториях движения региона в ближайшие 15 лет будет полезной для всех красноярцев, способных видеть перспективу. Запрос на это есть и у политической активной части общества и у предпринимательского сословия. Думаю, часть ответов (или хотя бы намёк на них) те, кто нашел время познакомиться с текстом проекта, все-таки получили. И обрели платформу для обсуждения значимых для будущего края вопросов. Это уже хорошо. Хотя даже в Сером доме и кругах, близких к региональной власти, преобладает пока скептическое отношение к проекту.
Во-вторых, появление Стратегии имеет большое политическое значение для губернатора. Здесь уместно отмотать стрелки часов на 45 лет назад. 1 февраля 1971 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление № 65 «О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971 – 1980 годах производительных сил Красноярского края». Это историческое постановление фактически запустило знаменитые красноярские десятилетки, определившие жизнь нашего региона и входившей тогда в ее состав Хакасии фактически на 15 – 20 лет.
Программа появилась благодаря тогдашнему первому секретарю крайкома КПСС Владимиру Долгих. Интересно, что с момента, как Долгих занял этот пост и до появления постановления № 65, прошло всего 22 месяца. Толоконскому не удалось превзойти этот рекорд. Но в отличие от предшественников он смог свое предвыборное обещание выполнить всего за 23 месяца своей работы в качестве первого лица региональной власти. По нынешним временам это хороший результат.
Конечно, сравнивать эти документы не слишком корректно. Другая эпоха на дворе, социализм канул в Лету, а государственный капитализм с примесью дикого рынка вряд ли позволяет рассчитывать краю на что-то кроме опоры на собственные силы. Все-таки, если мы вспомнили о красноярских десятилетках, то не будем также забывать, что краю подыматься вверх тогда помогал весь могучий Советский Союз. Финансовыми и человеческими ресурсами, прежде всего.
И в этом контексте, конечно же, уместен вопрос — насколько достижимы ориентиры, которые заложены в этой стратегии. А в ней, например, предусмотрен ежегодный прирост валового регионального продукта на 3,5-5 %, рост населения края до 3 миллионов с нынешних 2,86 миллионов жителей, рост продолжительности жизни с сегодняшних 69 до 77 лет. В условиях нынешней экономической стагнации в такие рывки верится, честно говоря, с трудом.
Например, международное рейтинговое агентство Moodys недавно подтвердило негативный прогноз для 10-ти российских регионов, включая Красноярский край. Наш Минфин сообщает, что в первом квартале в этом году, налоговые и неналоговые доходы поступили в краевой бюджет в сумме 25,4 млрд руб. Это около 90% от квартального плана. Пока экономический негатив преобладает. В этом смысле даже довольно осторожные прогнозы авторов Стратегии-2030 выглядят пока излишне оптимистичными.
И все же у Стратегии-2030 есть хороший шанс быть полезной для власти уже сейчас. Многое из неё может взять «Единая Россия» для своей предвыборной программы. Читая звучные заголовки разделов — «Край для жизни», «Новая индустриализация», «Чистый край» — начинаешь подозревать, что, возможно, подспудно такая мысль в голове у авторов присутствовала. Слишком уж явственен в этих фразах пиаровский привкус. Ничего плохого, впрочем, в этом нет. Главное, чтобы политтехнологии не дискредитировали здравые идеи, которые содержатся в Стратегии-2030.
Александр Чернявский
Подпишитесь: