Элите надо отказаться от привилегий и непрозрачности.
Для чиновников и депутатов Красноярья, похоже, настала черная полоса. Клюют нашу номенклатуру со всех сторон. Намедни губернатор подписал очередное распоряжение о сокращении госслужащих. На этот раз коридоры власти покинут 5 % чиновников. Надо признать, Виктор Толоконский достаточно последовательно проводит курс на оптимизацию госаппарата регионального уровня, о котором будущий губернатор объявил еще летом 2014 года.
Нынешнее сокращение, как обычно, обосновывается экономией бюджетных средств и стремлением к большей эффективности работы государственных органов. Признаться в эти постулаты верится с трудом. Всего лишь один пример: стратегию социально-экономического развития региона нам обещали представить еще минувшей осенью, но мы её не дождались до сих пор. Это, на мой взгляд, бесспорное свидетельство неэффективности не просто отдельных чиновников, а самой системы, которая не способна пусть в муках, но все же родить важнейший для будущего края документ. В январе Толоконский поставил перед подчиненными очередной «дедлайн» — подготовить проект Стратегии к экономическому форуму. Посмотрим, что из этого получится.
Большие вопросы возникают и по поводу экономии бюджета. Попавшие под сокращение специалисты в любом случае получат неплохие компенсации, хотя вряд ли это слишком уж подсластит горькую пилюлю будущим безработным. Но власть, идя на эти меры, рискует получить усиление протестных настроений в самом лояльном электорате — бюрократической прослойке общества. Дело не только в «белых воротничках», которые окажутся на улице. Ведь почти наверняка функционал уволенных сотрудников будет перераспределен между оставшимися в отделах и управлениях «счастливчиками». А кому нужно увеличение нагрузки, которую в условиях дефицитного бюджета наверняка никто не компенсирует материально?
Параллельно по краевым чиновникам высшего ранга ударил депутат Заксобрания Юрий Швыткин, предложивший представителям исполнительной власти отказаться от полетов в бизнес-классе самолетов. Однажды мне довелось взглянуть на список краевых чиновников, имеющих право летать в сверхкомфортных условиях. Наивный! — я был уверен, что это право распространяется максимум на губернатора и председателя правительства, однако список «льготников» оказался гораздо длиннее. Странно, правда, что об этой роскоши заговорили только в контексте экономического кризиса. Можно подумать, что сия привилегия имела право на существование и в более сытые времена.
Впрочем, и отдельные категории красноярских депутатов в этом году почувствуют, что пребывание во власти — это не только привилегии и статус, но и еще определенная ответственность перед избирателями. Речь идет о парламентариях, которые зарплат из бюджета не получают, а посему раньше имели права свои доходы не декларировать. Мол, нечего народу в наши глубокие карманы заглядывать. Помнится, прошлым летом, когда этот вопрос обсуждался в горсовете Красноярска, об этом, не стесняясь, говорили депутаты-бизнесмены.
Но сейчас, похоже, эпоха непрозрачных парламентариев заканчивается. Заксобрание еще в конце прошлого года приняло поправки в законодательство, которое обязало всех без исключения народных избранников отчитываться о доходах и об имуществе. На днях комиссия горсовета Красноярска по местному самоуправлению приняла аналогичное решение. Его, правда, еще предстоит утвердить на мартовской сессии. Уверен, в мае, когда декларации всех депутатов появятся на парламентских сайтах, у нас будет много пищи для размышлений.
Александр Чернявский
Подпишитесь: