В Красноярском крае назрели серьезные кадровые решения.
Иногда полезно на пару недель отлучиться из любимого города. Вернувшись из далеких краев, первым делом, конечно, начинаешь смотреть информационные сводки с общественно-политических фронтов. Полмесяца — вполне достаточный срок, чтобы уловить некие новые тенденции, проявившиеся в регионе за время твоего отсутствия.
На этот раз удивила небывалая для последних лет концентрация позитивных заявлений первых лиц города и края. В какой-то степени сии заявления можно расценить как признак начала избирательной кампании в Заксобрание и Госдуму. Возможно, связан этот всплеск административного восторга и с открытием четвертого моста через Енисей, который воскресил у некоторых товарищей веру в то, что и в нашу бескрылую эпоху еще возможны какие-то эпохальные события.
ДОСТАНЕТ ЛИ ГУБЕРНАТОР МЕТЛУ?
Марш оптимистов в Красноярском крае возглавляет Виктор Толоконский. Возможно, губернатору по должности положено вдохновлять своих подчиненных и подведомственное население на радостное восприятие действительности. Но подчеркну, что речь идет не о проявлении казенного энтузиазма, а, видимо, о внутреннем позитивном настрое, который изначально присущ главе региона. Признаться, когда Виктор Александрович только принял штурвал у Льва Владимировича, казалось, что это лишь соблюдение неких правил игры, которым должны следовать публичные политики. Однако полтора года работы Толоконского в нашем крае лично меня убедили, что первое лицо вполне искренен в своем оптимизме.
Другой вопрос, что заразить этим настроем и вдохновить на подвиги, например, региональных чиновников ему как-то не слишком удается. В принципе, можно понять скептическую реакцию бюрократов, которые привыкли слышать о том, что когда-то «через 15–20 лет» в Красноярске обязательно построят метро. Но ведь и ко многим другим заявлениям начальника подчиненные демонстрируют такое же равнодушие. Такое пренебрежение уже иногда прорывается и в публичное пространство. Поэтому и складывается впечатление, что пока губернатору не слишком удалось расшевелить местную номенклатуру. Васька слушает да ест. Разговоры о том, что в регионе якобы работает «чудесная управленческая команда», все явственней попахивают ничем не подкрепленной демагогией.
Возможно, Виктору Толоконскому все-таки стоило в прошлом году радикально поменять верхний слой исполнительной власти региона. Предпосылки для этого были. Многие на берегах Енисея приветствовали первоначальную решимость нового руководителя края навести порядок в рядах исполнительной власти. Ведь смог же он сразу же после своего назначения в Красноярск без лишних сантиментов убрать из правительства наиболее одиозных товарищей. Что помешало ему осенью прошлого года пойти дальше? Говорят, что на сохранении некоторых чиновников настояли предыдущие главы региона. С их мнением Толоконский вынужден считаться, поскольку нынче они находятся на высоких постах в медведевском правительстве.
Дружить с федеральным центром, конечно, нужно. Без его поддержки регионам ловить нечего. Тем более, что в кулуарах активно шепчутся, что у Толоконского есть в златоглавой определенные проблемы с высокопоставленными кураторами края. Косвенным подтверждением этого могут быть стабильно низкие места красноярского губернатора в рейтингах Фонда гражданского общества — структуры, близкой к Кремлю. Даже появились слухи о возможной отставке Толоконского, которым, правда, вряд ли стоит слишком уж верить…
Но если именно с какими-то московскими договоренностями связана нынешняя нерешительность губернатора в кадровых вопросах, то это означает, что регион может стать заложником в руках управленцев, многие из которых явно не справляются с острыми вызовами, стоящими перед краем. Хорошим поводом достать кадровую метлу из чулана, например, могут стать громкие коррупционные скандалы, в которых оказались замешаны высокопоставленные чиновницы из краевого правительства. Хотелось бы верить, что наш губернатор всё же способен не только на заявления, наполненные верой в светлое будущее, но и на жесткие управленческие решения.
ОСЕННЕЕ УСКОРЕНИЕ
Владимир Путин на этой неделе утвердил схему одномандатных округов на выборах в Госдуму. Все кандидаты на заветный мандат могут теперь уже начинать свой поход за голосами электората. В нашем регионе избирательная кампания в краевой парламент и Госдуму для многих субъектов политического процесса уже началась. Такого раннего старта лично я не припомню. Как правило, в режим «военного времени» политики и их пиарщики переходили где-то за полгода до часа «Х».
Пока тон задают «единороссы» и «жириновцы». Что касается местных «медведевцев», то здесь в принципе все ожидаемо. Наверху принято решение развернуть широкую кампанию по проведению «праймериз», апогей которых мы будем наблюдать в мае. С политтехнологической точки зрения это грамотное решение, которое позволяет начать борьбу за избирателя фактически за год до выборов. Ничего нового в этой технологии нет — она уже много десятилетий успешно используется в США. Политтехнологи партии власти просто пытаются привить ее на отечественную почву. Вопросов к этой системе, конечно, немало. Неоднократно на предыдущих выборах на праймериз торжествовало известное правило, сформулированное ещё «отцом народов»: «Не важно, как голосуют, важно, как считают». Никакой гарантии, что и нынче эта технология не будет использована для сведения счетов со своими оппонентами, нет.
Региональное отделение ЛДПР заметно преобразилось после того, как его возглавил Сергей Натаров. У жириновцев появились деньги и команда профессиональных политтехнологов. Партия, хотя ее противники и обзывали спойлером «медведевцев», успешно выступила на муниципальных выборах. Но важнее завоеванных мандатов то обстоятельство, что впервые за последнюю пятилетку появилось ощущение системности в работе местных соратников Владимира Жириновского. Судя по итогам последней партийной конференции, ЛДПР не собирается впадать в зимнюю спячку. В условиях усилившейся конкуренции на партийном поле не время прятаться в берлогу.
От жириновцев заметно отстают региональные отделения других парламентских партий, рассчитывающих на протестный электорат. КПРФ и «Справедливая Россия» почти не заметны в публичном пространстве, что, возможно, связано с тем, что в этих партиях наблюдается определенный кадровый кризис. Ушла в прошлом году из мироновской партии популярная и узнаваемая Марина Добровольская. Трагически оборвалась 30 сентября жизнь Валерия Сергиенко, который был, пожалуй, самой авторитетной фигурой в краевом отделении КПРФ. Такие бреши заполнить крайне сложно, а ведь не секрет, что на предпочтения многих отечественных избирателей сильное влияние оказывают именно лидеры партийных списков. Времени, чтобы найти таких людей, остается все меньше.
Большие кадровые проблемы наблюдаются и у так называемых малых партий, которые потенциально могут попробовать побороться с парламентским квартетом за место под законодательным солнцем. Пожалуй, только депутат Заксобрания Анатолий Быков в качестве лидера списка «Патриотов России» будет четким маяком для избирателей на выборах в ЗС.
У представителей региональных отделений других партий ситуация с этим компонентом гораздо хуже. Людей, достойных депутатского звания, в их рядах немало, но их еще нужно раскрутить в публичном пространстве, чтобы можно было удачно «продать» электорату. На это требуется определенный (и немаленький!) ресурс, с которым у подавляющего большинства непарламентских партий дела обстоят не ахти. Прошли те времена, когда можно было с помощью соседей и 100 листовок получить депутатский мандат. Нынче шансы на успех имеют только партийные машины, хорошо смазанные финансами, кадрами и прочими ресурсами.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ
Подпишитесь: