Накал политической конфронтации в крае нарастает.
Губернатор Виктор Толоконский и его окружение должны быть довольны: отчет о деятельности исполнительной власти региона в 2016 году на сессии Заксобрания прошел без сучка и задоринки. Вдохновенный рассказ Толоконского о замечательном будущем края, красивых мегапроектах, решении больших и малых проблем стал очередным образцом ораторского искусства руководителя исполнительной власти. Хотя отдельные «смутьяны» с депутатскими мандатами пытались вывести главу региона из душевного равновесия провокационными вопросами, например, о тревожной ситуации в некоторых муниципалитетах края. Виктор Александрович эти наскоки уверенно отразил. И вышел из зала заседаний ЗС с высоко поднятой головой.
Но уверенность губернатора не отменяет целой грозди сюжетов, которые угрожают политической стабильности и в отдельно взятых муниципалитетах и в целом в регионе. Борьба различных группировок и кланов становится все более ожесточенной. Бурление страстей особенно ощущается в Красноярске, Назарове и Минусинске. Это и понятно. В столице края осенью нас ждут номенклатурные выборы градоначальника, а минусинцы и назаровцы 10 сентября будут голосовать за новых депутатов своих горсоветов.
ПИРРОВА ПОБЕДА
На апрельской сессии краевого парламента наконец-то был рассмотрен вопрос о возвращении красноярцам права самим выбирать своего мэра. Напомним, что в предыдущем созыве ЗС эту тему безуспешно пытались пробить Олег Пащенко и Михаил Козлов. Но их законопроекты не дошли даже до рассмотрения на профильном комитете. Оно и понятно: впереди были выборы в Заксобрание и Госдуму. Конечно же, депутаты из «партии власти» не хотели выступать в сомнительной роли камикадзе. Впрочем, красноярская оппозиция на выборах – 2016 все равно толком не смогла использовать этот потенциально мощный козырь.
Почему же добрался до сессии законопроект «патриота» Ивана Серебрякова? Возможно, «партия власти» все же решила поставить точку в этом вопросе раз и навсегда за 4,5 года до следующих выборов в краевой парламент? Если эта гипотеза верна, то точка получилась довольно размазанной и не слишком убедительной. 16 депутатов (все оппозиционные фракции) проголосовали «за» возвращение прямых выборов. Всего 11 парламентариев высказались «против». 17 (!) представителей «Единой России» воздержались. Пять «медведей» вообще предпочли во время голосования кнопку не нажимать. Такие победы вообще-то принято называть «пирровыми». Особенно с учетом того, что никаких внятных аргументов в защиту номенклатурных «как бы» выборов (а, по сути, назначений) никто привести не смог.
Именно этот исход голосования открывает «форточку возможностей» для нового возвращения к этому сюжету. Такой сценарий не исключен, например, после сентября 2018 года, когда состоятся выборы в горсовет Красноярска. Избирательные кампании многих кандидатов (даже «единороссов») вполне могут быть построены на обещании восстановить справедливость в этом вопросе. И если таких депутатов в следующем созыве горсовета будет большинство, то муниципальный парламент наверняка выйдет в ЗС с новой инициативой, которую «хоронить» будет куда труднее, чем нынешний законопроект Серебрякова.
НАЗАРОВСКИЙ ИМПИЧМЕНТ
На финишную прямую вышло противостояние Главы Назарова Юлии Стрельниковой и «Единой России». Горсовет, в котором «партия власти» имеет уверенное большинство, впервые в истории края инициировал начало процедуры импичмента неугодного мэра. Парламентарии два года подряд ставили «неуд» работе Стрельниковой на посту Главы. По муниципальному Уставу это дает основание для отстранения ее от должности.
По всем приметам «единороссы» намерены довести до конца начатое дело. Впереди выборы горсовета и, конечно же, «медведям» ни к чему на вершине пирамиды городской власти человек, которого поддерживают «Патриоты России» и КПРФ. После апрельской сессии ЗС, правда, появился вопрос, как это желание соотносится с мнением Виктора Толоконского, который довольно дружелюбно отозвался о Стрельниковой. Конечно же, формально краевая власть не имеет права вмешиваться в дела органов местного самоуправления, однако в российской действительности фиговый листок якобы муниципальной независимости уже давно сорван. И если назаровские депутаты всё-таки отправят Стрельникову в отставку, то слова губернатора на сессии ЗС оппоненты вполне могут истолковать или как свидетельство лицемерия Толоконского, или как признак его политической слабости. Что ж – даже муниципальным парламентариям губернатор не указ?!
Возможный импичмент Стрельниковой, безусловно, отразится на ходе избирательной кампании в назаровский парламент. И пока трудно сказать в какую сторону. Не исключено, что «Единая Россия» может получить бумерангом по лбу за то, что без лишних церемоний избавилась от своего политического противника. Для этого нужно, чтобы те же «патриоты» и местные зюгановцы смогли качественно провести избирательную кампанию. С этим, правда, у них в крае в последнее время наблюдаются явные проблемы. И нынче даже светлый образ уроженца Назарова Анатолия Быкова может не помочь. Наверное, именно на импотенцию оппозиционеров надеется власть?
С другой стороны, 15 апреля назаровская оппозиция смогла собрать 500 человек на митинг против повышения тарифов ЖКХ. На акции протеста среди прочих речей звучали и спичи в поддержку Юлии Стрельниковой. 500 участников акции для провинции – это очень серьезно. Серьезней, чем полторы тысячи на митинге красноярских любителей чистого неба и тотальной газификации. Так что назаровцы, возможно, еще удивят нас в сентябре.
ВРЕМЕННОЕ ПЕРЕМИРИЕ
Но не только выборы определяют региональную политическую повестку. Новые очаги напряженности образовались в ЖКХ Красноярска. Краевой парламентарий Илья Зайцев и депутаты горсовета усомнились в законности приобретения Сибирской генерирующей компанией «Краскома», а также затеянной СГК оптимизации структуры этого актива. Вновь начались разговоры о том, что власти пора бы пересмотреть странный договор, заключенный в нулевых годах, который позволил бывшим владельцам «Краскома» в свое удовольствие пользоваться всеми активами этого стратегического предприятия, а нынешним собственникам придумывать подозрительные комбинации с его имуществом.
Конечно же, страстные поклонники СГК в Заксобрании не оставили этот «наезд» без внимания и попытались перейти в контратаку. Результатом очередного столкновения стало временное перемирие о прекращении огня. На сессии ЗС Толоконский пообещал в скором времени собрать все заинтересованные стороны за столом переговоров, дабы найти приемлемый консенсус. Но возможен ли он в принципе? Ведь у каждого своя правда. У энергетиков на первом месте, безусловно, интересы бизнеса. Власти же нужна уверенность в том, что в критический момент можно будет наложить вето на любое опасное для социальной стабильности решение СГК. Объединяет же конфликтующие стороны, пожалуй, заинтересованность в том, чтобы «Горводоканал» и теплосети работали без сбоев и аварий. Поскольку иначе всем придется отвечать головой перед федеральным начальством.
Будет ли заключено мирное соглашение? Многое будет зависеть от доброй воли московского руководства СГК и способности к разумным компромиссам руководства края и города. Понятно, что должны быть жестко пресечены попытки энергетиков под видом «оптимизации» увести государственные и муниципальные активы в частное владение. Однако и власти «упираться рогом», блокируя работу по наведению порядка внутри «Краскома», смысла тоже нет. Самое сложное в этих переговорах для губернатора и мэра – провести красную черту, за которую нельзя отступать ни при каких обстоятельствах. Но на то оно и начальство, чтобы принимать взвешенные решения.
Александр Чернявский
Фото: пресс-служба Законодательного собрания
Подпишитесь: