Таких оптимистичных речей из уст очень больших начальников мы не слышали очень давно.
Практически в унисон в декабре ответственные лица заговорили о близком рассвете после безрадостной ночи экономической депрессии. Квинтэссенцией этих светлых ожиданий стало интервью, которое председатель Правительства РФ, лидер «Единой России» Дмитрий Медведев дал намедни пяти федеральным телеканалам
«Антикризисный план сработал. Он позволил нам выдержать наиболее сложный период этого года и практически по всем направлениям, которые мы для себя наметили в качестве важнейших. Этот план принес результат. Все будет хорошо. Что же касается трудностей… Какая-то часть трудностей останется, но нет никаких сомнений — мы их преодолеем», — заявил премьер.
Интервью заканчивается, начинается блок экономических новостей, где, словно в насмешку над «сработавшим антикризисным планом», народу сообщается об очередном ослаблении нашего рубля. И ничего, что согласно данным Росстата покупательная способность россиян в среднем в октябре 2015 года сократилась на 10,9% в годовом исчислении.
Региональное и муниципальное начальство в отличие от москвичей, надо признать, в своих речах гораздо менее оптимистично.
«Бюджет сложный, надо экономить на всем, пора скрести по сусекам», — эти конструкции все чаще звучат в речах первых лиц.
Но общая тональность вполне резонирует с трендами, которые задаются федеральным центром. Губернатор Виктор Толоконский признает, что рост цен за последний год был немаленький, но при этом делает обязательную оговорку, что все могло быть гораздо хуже, и только усилиями властей ситуацию в экономике удалось удержать под контролем.
В противовес бодрой риторике официоза из лагеря либералов раздаются спичи, окрашенные в багровые цвета грядущего Апокалипсиса. Глава «Сбербанка» Герман Греф предупреждает о скором наступлении тяжелых времен для банковской системы и возможном закрытии ряда финансовых институтов страны. Михаил Ходорковский из швейцарского далека пророчествует о том, что все наши финансовые резервы и золотые запасы будут успешно проедены к 2018 году (году президентских выборов). И вот тогда, по мысли опального олигарха, озлобленный и голодный народ сметет с помощью «мирной революции» нынешний режим.
Справедливости ради отметим, что пессимистично по поводу перспектив отечественной экономики настроены не только ходорковские и грефы, но и вполне убежденные патриоты, например, Сергей Глазьев и Михаил Делягин, чьи прогнозы радости россиянам не добавляют. У населения от всех этих речей ум заходит за разум. Правда, четверть века существования в постсоветской России приучили нас со скептицизмом относиться к любым мессиджам, как от власти, так и от ее оппонентов. У них-то при любых раскладах «все будет хорошо», а нам стоит надеяться только на собственные силы.
Настораживает явный диссонанс слов вождей и реалий суровой экономической действительности. Понятно, что не за горами 2016 год, грядут выборы в Госдуму и Заксобрание и хочется, чтобы к сентябрю электорат был бодр и свеж. Но если даже законодательно запретить употреблять слово «кризис», то ставки по кредитам для бизнеса от этого не понизятся и зарплаты за ценами все равно не угонятся.
В 2008 году, когда грянул глобальный кризис, российская власть действовала намного адекватней. Помнится, тогдашний премьер Владимир Путин честно сказал о том, что будет тяжело, но ясная программа действий поможет нам выйти из черной полосы. И через пару-тройку лет это ведь и случилось — экономика вышла из пике. Если бы не случилась украинская катастрофа, то, может быть, смогли бы и встать мы на рельсы устойчивого развития. Почему на этот раз решили лечить народ политической психотерапией, понять трудно. Эффект от нее минимальный, а раздражение велико. Все же иногда лучше молчать, чем изображать из себя записных оптимистов.
Александр Чернявский
Подпишитесь: