Красноярск: пробки 1
Бизнесмен во власти: иркутская матрица

Бизнесмен во власти: иркутская матрица

Бывший мэр Ангарского района Андрей Капитонов (Козлов) назначен министром жилищной политики, энергетики и транспорта. Еще один представитель ангарской команды — Дмитрий Чернышов — получил ключевую должность главы аппарата губернатора. Многолетний депутат ЗС от Ангарска Юрий Фалейчик, два года назад снятый по формальным основаниям с выборов, стал советником губернатора. Самое время вспомнить одну старую историю. Тем более что в свете еще свежих в памяти иркутских выборов она становится особенно актуальной.

Фасады, дороги, жилые массивы

Чем больше проходит времени со дня второго тура губернаторских выборов в Иркутской области, тем больше история политического неудачника Сергея Ерощенко напоминает другую историю, развернувшуюся в Приангарье почти десять лет назад. У этих сюжетов так много общего, что впору начинать искать закономерности. Речь идет о сокрушительном поражении на выборах главы Ангарска в 2007 году действующего мэра Евгения Канухина.

Оба проигравших — и Канухин, и Ерощенко — молодые перспективные руководители, пришедшие во власть из бизнеса. Оба на своих постах не бездельничали, результаты их работы можно, что называется, потрогать руками. Причем, у Канухина таких достижений было даже больше. Оба избирались от партии власти. Оба своими дурными политическими манерами спровоцировали раскол элит, который и создал необходимые для поражения предпосылки. Оба проиграли на выборах по протестному сценарию довольно невнятным соперникам. И, наконец, оба одинаково не понимали принципов работы с общественным мнением.

Евгений Канухин — типичный мэр-отличник. Он так отстроил систему работы с управляющими кампаниями, что поучиться в Ангарск приезжали нескончаемые делегации со всей страны. При нем город признавался самым благоустроенным городом России, регулярно становился «лучшим муниципальным образованием Иркутской области». В годы, когда находящийся всего в 40 км Иркутск продолжал погружаться в пучины разрухи, Канухин восстанавливал скверы и парки, асфальтировал дороги и даже покрасил фасады домов городского центра в вызывающе жизнерадостные расцветки.

Эти фасады ему и припомнили. Казалось, чем больше делал Канухин для родного города, тем большую неприязнь у жителей Ангарска он вызывал. Первый тревожный звоночек прозвенел на выборах 2005 года. Тогда, согласно новому федеральному закону, поселения, ранние относившиеся к Ангарску, были выделены в отдельное муниципальное образование. Соответственно, нужно было избирать уже не только главу города Ангарска, но и главу Ангарского района.

Первоначально Канухин «пошел на повышение» — зарегистрировался кандидатом в главы района. На пост мэра Ангарска претендовал его первый зам Андрей Козлов. Однако незадолго до выборов стало понятно, что в районе Канухин может проиграть сильному сопернику — экс-главе городского ФСБ Михаилу Килишкину. По совету своих политтехнологов Канухин и Козлов провели «рокировочку» — первый стал кандидатом в городе, второй — в районе. Таким образом критичная конфронтация Канухин — Килишкин была снята, а компаньоны выиграли выборы. Выиграли чудом, с перевесом всего в 300-500 голосов.

Фанерный герой против бронзового

По капризу законодательства, главу города через два года ждали новые выборы. Канухин начал готовиться к ним фактически сразу. В этот период сводки об ангарских достижениях становятся наиболее частыми и громкими. Мэр постоянно на виду, он работает. Именно в тот период Ангарск был признан самым благоустроенным городом России.

Сама предвыборная кампания начинается за год до выборов. Заезжает команда дорогих московских политтехнологов. Основной принцип работы тот же самый, что и у «мальчиков с айфончиками», проигравших кампанию Ерощенко: смотреть в рот кандидату, исполнять все его указания, вне зависимости от их полезности для результата. Что вполне устраивает самого Канухина, который к тому времени забронзовел настолько, что мнений, отличных от своего собственного, слышать категорически не желал.

Штаб разворачивает предвыборную работу. Выпускается огромным тиражом еженедельная бесплатная газета, у коммерсантов в городе на время выборов «отжимают» большинство рекламных поверхностей. Куда не кинь взгляд, всюду Канухин, Канухин, Канухин, героические свершения его команды.

К тому времени мэр уже испортил отношения со всеми градообразующими предприятиями. Их руководители договариваются между собой и выдвигают единого кандидата — некоего Леонида Михайлова, заместителя директора Ангарской нефтехимической компании. Личность настолько же бесцветную, насколько и всех устраивающую. В информационном поле у Канухина превосходство даже не в разы — на порядки. Однако незримая работа за Михайлова ведется на ангарских предприятиях, где работает значительная часть горожан. В итоге удается донести одну простую мысль: против Канухина — это значит, за Михайлова.

В день выборов образцово-показательный мэр набирает 26% голосов, его противник — 60%. Деятельный и энергичный, обладающий, в отличие от Ерощенко, ярко выраженной личной харизмой Евгений Канухин с треском проигрывает серому неприметному кандидату, которого до этого никто в Ангарске как политика не воспринимал.

Волюнтаризм доведет до цугундера

Конечно, уже очень скоро в Ангарске наступило отрезвление. Каких-то пару лет спустя Михайлова готовы были поднять на вилы точно так же, как чуть раньше Канухина. Но и бывшего мэра от этого больше любить не стали.

К слову, всегда игравший под вторым номером в команде и не обладавший харизмой «патрона» Андрей Козлов оказался куда гибче. Он сумел наладить взаимодействие с градообразующими предприятиями, не допускал очевидных имиджевых ошибок и в итоге сумел продержаться у власти на три года дольше Канухина — вплоть до 2010 года. А теперь возвращается в обойму в качестве областного министра. Правда, успев зачем-то взять фамилию жены — Капитонов.

Но речь не о нем, а о Канухине. Так что же погубило ангарского мэра? Что стало причиной провала? Можно много говорить о сословной неприязни — ангарская «рабочая аристократия» приняла в штыки «выскочку» Канухина, который на заре своей бизнес-карьеры шапки шил, а потом вдруг стал руководителем крупного предприятия, мэром города. Действительно, в Ангарске той поры можно было почти физически ощутить ненависть значительной части жителей к человеку, не только многого добившемуся, но и кичившемуся своей профессиональной состоятельностью и личной успешностью. Сделавшему успешность основой своего публичного образа. Все понятно и про конфликт элит, в итоге которого противники Канухина сумели на бульоне стихийной сословной ненависти приготовить наваристый предвыборный борщ.

Но главное думается не в этом. Основная причина — это ошибочная ролевая модель. В пространстве общественного мнения Евгений Канухин так и не смог стать чиновником, государевым человеком. Он остался тем, кем и был — бизнесменом. Отягощенным всем сопутствующим шлейфом — благосостоянием сомнительного происхождения, полукриминальными историями, темным окружением и т. д.

И эта причина не устраняется одним лишь пиаром. Грубо говоря, чтобы победить на выборах и остаться мэром, Канухину нужно было менять не политтехнологов, а себя. Перестать управлять городом как предприятием. Политика не терпит волюнтаристских решений, особенно когда кроме тебя есть и другие игроки, с которыми необходимо считаться.

Будь глава города гибче — не было бы конфликта с предприятиями, со «старой гвардией» городских элит. А значит, не было бы предпосылок для появления и «накачки» оппонента. А если при этом еще учитывать общественное мнение при принятии тех или иных решений, а не действовать по принципу «я начальник, ты дурак», то царствовал бы Евгений Павлович в Ангарске еще долго. А может, пошел бы и выше. Неспособность вырасти из старой ролевой модели, стать политиком, перестав быть бизнесменом, погубила эту блестящую карьеру.

Не правда ли, похоже на совсем свежую историю другого бизнесмена во власти — Сергея Ерощенко?

Максим ГЛАЗУНОВ, политтехнолог

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить