Красноярск: пробки 3

Безрыбье

Всплеск эмоций, вызванный обнародованием имен кандидатов на выборы в Госдуму от большого парламентского квартета, быстро затих. Наступила пора интерпретаций. Конечно же, сильно заинтриговал межрегиональный список «Единой России», который объединил Красноярский край, Хакасию и Тыву. В первую тройку вошли знатный полярник Артур Чилингаров, депутат Госдумы Лариса Шойгу и председатель совета директоров АО «ОПК «Оборонпром» Сергей Сокол. Ни одного кандидата с красноярской пропиской в тройке не оказалось.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО

Только четвертое место заняла в этом списке «вечная» Вера Оськина. Но ей вряд ли суждено попасть в следующий созыв ГД, поскольку несложная арифметика показывает, что только у трех лидеров группы есть реальные шансы на прохождение в нижнюю палату федерального парламента. Возникает резонный вопрос – почему же руководство «Единой России» и министр обороны Сергей Шойгу, мнение которого явно учитывалось при формировании красноярской группы, так холодно отнеслись к нашей номенклатуре?

Уберем в сторону регионал-патриотический энтузиазм и демагогию про «опорный край Державы» – они здесь не помогут. Другими критериями руководствовались те, кто составлял списки. В подходе видна чистая прагматика – именно северные территории края и Тыва на выборах всех уровней стабильно дают высокий процент поддержки «Единой России». Отсюда – № 1 Чилингарова. Он, хоть и не имеет прямого отношения к краю, но четко ассоциируется с северной тематикой. Отсюда же и № 2 сестры Сергея Кужугетовича. Сокола при большом желании, конечно, можно назвать «условно нашим», но и его третье место в списке – заслуга не краевого руководства, а результат договоренностей в московских кабинетах.

Резонно задать и другой вопрос – а кто из красноярских политиков с партбилетом ЕР теоретически смог бы усилить эту тройку? Может быть, Александр Усс. Возможно, Петр Пимашков. Чтобы там не показали «праймериз» (а мы знаем, как они проводились!), все-таки красноярцам имена спикера ЗС и бывшего градоначальника говорят гораздо больше, чем скромная фигура бывшего заместителя губернатора. Правда, кроме почитателей талантов долгожителей красноярской политической сцены, есть у них и свои недруги, о чем свидетельствуют систематические вбросы в СМИ компромата против Александра Викторовича и Петра Ивановича. И этот фактор (скорее политтехнологический), конечно же, учитывался составителями списка.

Вот так мы и пришли к прискорбному для нас выводу – велик наш край, замечательный народ здесь живет и работает, вот только с «верхами» наблюдаются очевидные проблемы. Не прошли даром для региона 18 лет правления губернаторов – «варягов». Настоящей элиты, по сути, на берегах Енисея не осталось. Политический класс Красноярья представляет нынче странный конгломерат из героев-одиночек вроде Быкова, циничных карьеристов (их подавляющее большинство) и трусливых приспособленцев, которые всегда колеблются вместе «с линией партии».

ОТ ЛЕБЕДЯ ДО ТОЛОКОНСКОГО

Примечательно, что если 17 лет назад аллергия на Лебедя и его веселое окружение все же сплотила часть красноярской элиты, то объятия возглавившего край осенью 2002 года «мудрого змия» Хлопонина оказали на нее разлагающее влияние. Враг исчез, каждый принялся окучивать свои делянки. Одним словом, стали жить-поживать наши рулевые, да добро наживать. В итоге рассыпался даже тот хрупкий консенсус, который начал намечаться в красноярских «верхах» в начале нулевых. Отсутствие борьбы и объединяющей всех идеи привело к измельчанию вождей. Мышцы одрябли и тонус исчез.

В нулевые годы этот процесс шел незаметно благодаря Александру Хлопонину. Его мощный лоббистский потенциал позволял поддерживать в красноярцах ложную гордость за успешно проведенный референдум по объединению края, за открытие СФУ (утерли нос новосибирцам!), за возрождение советских проектов по освоению Нижнего Приангарья и т.д. и т.п. Была, конечно, и теневая сторона хлопонинской эпохи. Появление «Жилфонда», «Краскома», «КРЭКа», банкротство «Красэйр» - это всё оттуда – из нулевых (хлопонинских) годов. Но, справедливости ради, Александра Геннадиевича некоторые в Красноярске до сих пор вспоминают с ностальгией. Этакое обаяние олигархической буржуазии.

Но при Льве Кузнецове последние иллюзии растаяли и плюсы исчезли. Перефразируя известную пушкинскую характеристику Александра I, преемник Хлопонина оказался «слабым и лукавым» правителем. За четыре года своего губернаторства Кузнецов умудрился заработать такой антирейтинг в элитах, что очень многие на берегах Енисея с облегчением восприняли в мае 2014 года весть о том, что Кремль наконец-то меняет нам его на очередного варяга.

На фоне своего предшественника Виктор Толоконский выглядел чуть ли не гигантом мысли и гением управления. И цели ставил правильные, и слова говорил верные. Это ему позволило уверенно победить на губернаторских выборах. Вот только совершил Виктор Александрович стратегическую ошибку осенью 2014 года – не стал менять команду, которая досталась ему в наследство. Возможно, надеялся перевоспитать министров, но задача оказалась из разряда невыполнимых.

Конечно, не повезло Толоконскому еще и с общероссийским социально – экономическим контекстом, который начал стремительно ухудшаться аккурат два года назад. Но кто знает – были бы в исполнительной власти региона сегодня другие исполнители, может быть, и не делил бы сегодня красноярский губернатор печальные 72-75 места в рейтинге прокремлевского Фонда развития гражданского общества, а стоял бы вровень с Аманом Тулеевым (5-6 места)...

Кстати, специально для некоторых краевых чиновников, которые считают, что ФоРГО при составлении «топ-листа» эффективности губернаторов ориентируется лишь на «заказные статьи», сообщаем, что это рейтинг интегральный, в котором оценки в основном делаются на основе объективных социально-экономических факторов (их несколько десятков), а оценки экспертов учитываются всего лишь в нескольких позициях.

Говоря о глубочайшем кризисе красноярской элиты, имею в виду не только представителей «партии власти». Не лучше дела обстоят и у тех, кто мнит себя оппозицией. Не от хорошей жизни пришлось эсэрам приглашать экономиста Михаила Делягина возглавить на выборах в ГД территориальную группу «Справедливой России». Никого не должно обмануть и первое место в «красноярско – хакасской» группе зюгановской партии Петра Медведева, за которым удобно устроились «неместные» выдвиженцы от ЦК КПРФ Берулава и Щербаков. Выкошена в крае политическая полянка, совсем пусто на ней станет, когда уйдут со сцены такие символы красноярской «незалежности», как Всеволод Севастьянов и Олег Пащенко.

БЛОГЕР НАМ НЕ УКАЗ

Когда верхи ничего приличного и объединяющего обществу предложить не могут, то низы начинают ворчать, ругаться и демонстрировать все признаки комплекса неполноценности. Неадекватная реакция многих красноярцев на фоторепортаж некоего столичного «гастролера» (термин Эдхама Акбулатова), который попытался нам открыть глаза на многочисленные недостатки Красноярска, показала, что в городском сообществе существуют явные проблемы с самооценкой.

Что собственно нового сказал нам московский товарищ? Да ничего! О многочисленных проблемах краевого центра в последнее время не говорит только ленивый: от кандидатов в депутаты до рассерженных горожан. СМИ все уши уже прожужжали, штампуя ежедневно репортажи о городских болячках. Муниципалитет, конечно же, практически всегда остается крайним. Его критикуют и по делу и просто по привычке – должен же кто-то быть «назначен виноватым». Хотя как метко заметила одна замечательная дама, а за мусор, который вывалил у подъезда ваш сосед, тоже мэр должен ответить?

Но симптомы серьезного недомогания налицо. Если красноярский народ говорит «спасибо» гастролеру за то, что он якобы сказал ему жуткую правду о доме, в котором мы живем, то что-то явно не так в нашем королевстве. Что-то надо срочно лечить. Вот только где нужного врача найти?

НАЧАЛО ЧИСТКИ?

Кстати, о мэре Красноярска. На этой неделе в муниципальной власти, похоже, началась чистка рядов. В начале недели свой пост покинула Ольга Карлова – человек не последний в местном истеблишменте. В четверг своей должности лишился глава Свердловского района Владимир Упатов. Ушли они с разными формулировками. Ольга Анатольевна оставила пост, судя по всему, по естественным причинам – возраст, здоровье надо поправить и т.п.

А вот с Упатовым интереснее. Его Эдхам Акбулатов уволил «за ненадлежащий контроль за содержанием территории района, решением социально значимых вопросов, за нарушение сроков реагирования на обращения жителей». Другими словами, утратил мэр к подчиненному доверие, вот и попросил на выход. Эта отставка наверняка сильно бьёт по планам некоторых влиятельных кандидатов в депутаты по Свердловскому району, которые явно рассчитывали на поддержку Упатова.

Вполне возможно, что этим летом мы увидим римейк 2012 года, когда после прихода в мэрию Эдхам Шукриевич без особых сожалений освободил муниципалитет от многих фигур, к которым были вопросы и у горожан и у правоохранительных органов. Кандидатов на вылет хватает и сегодня. В принципе, не секрет, что некоторые высокопоставленные чиновники и в других районах Красноярска, да и в самой мэрии играют в свои игры, которые не совпадают с планами и идеологией градоначальника. Но не менее важен и другой вопрос – кто придет на место уволенных сановников? С кадрами туго не только в Красноярском крае.

Александр Чернявский

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить