Красноярский управленческий корабль получил репутационную пробоину.
«Зарплатный» скандал в Красноярском крае превращается в дурную бесконечность. По поводу грядущего значительного повышения казенного жалования народным избранникам и прочим «слугам государевым» не высказался только ленивый. И фэйсбучная общественность, и журналисты-правдорубы, и депутаты всех политических расцветок и мастей, и губернатор – каждый поделился с публикой своим мнением об этой животрепещущей теме.
ПОВОД ДЛЯ ПОРКИ
Какой же нерв общественной жизни задела, казалось бы, не блистающая особой новизной тема потенциального роста благосостояния региональной элиты? Её раскрутке поспособствовало несколько факторов. Во-первых, обнародование журналистом Андреем Агафоновым подоплеки скандального закона пришлось на начало парламентских каникул. Июль всегда был крайне скуп на политические новости (за исключением сезонов крупных избирательных кампаний). Сюжет о возможном двукратном увеличении заработков краевой номенклатуры стал настоящим подарком для многих СМИ, в первую очередь, электронных масс-медиа. Цинично забыв о первооткрывателе, они присвоили эту тему себе и постарались заработать на ней рейтинговые очки.
Во-вторых, тема нашла широкий отклик в массах, поскольку народ наш при всем равнодушии к политике крайне чувствительно относится к привилегиям правящего класса. Можно вспомнить, как на излете советской эпохи тема незаслуженных привилегий партийной номенклатуры (жалких по нынешним временам) стала одним из главных аргументов в борьбе демократов с КПСС. Нынешний социально-экономический контекст также способствует раскрутке подобных сюжетов. Доходы населения за последние годы упали. На этом фоне повышение зарплат начальства и вправду выглядит наглой пощечиной общественному вкусу.
В-третьих, в поддержании интереса к «жареной» теме явно заинтересованы политические противники Виктора Толоконского, причем находящиеся не только в Красноярском крае. Интерес федеральных СМИ к возможному повышению денежного довольствия депутатов, губернатора и министров в Красноярском крае вряд ли можно объяснить только профессиональным любопытством. Кому-то очень нужно было, чтобы появился красивый повод для очередной волны слухов (третьей по счету) об отставке красноярского губернатора. Тем более, что Толоконский геройски кинулся на амбразуру, пытаясь обосновать (не слишком удачно) повышение зарплат депутатам и своим подчиненным.
И слухи не заставили себя ждать. 13 июля в интернете появились публикации, в которых Толоконского вновь затолкали в обойму потенциальных губернаторов, с которыми Кремль якобы может распроститься уже ближайшей осенью. Но жизнь приучила осторожно относиться к таким вбросам. При всем медийном резонансе «зарплатного» скандала не стоит переоценивать его последствия для главы региона. Во всяком случае, возмущение в соцсетях не переросло даже в одиночные пикеты протеста перед Серым домом.
Есть, правда, один немаловажный нюанс – вся эта кутерьма происходит накануне старта президентской кампании. Вряд ли кремлевские кураторы в восторге от появления на берегах Енисея очередного информповода, подогревающего протестные настроения. И, пожалуй, в некоторых сценариях публичная жесткая порка краевого начальства за непродуманные решения выглядит вполне реальной. Вот только не слишком верится, что дело дойдет до отставки губернатора. Все-таки за полтора года до старта Универсиады менять руководителя исполнительной власти края, отвечающего за подготовку к международному спортивному форуму, выглядит довольно рискованной затеей.
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СУЕТА
Пикантность ситуации заключается в том, что репутационные потери от этого скандала ударили по всей краевой номенклатуре, включая и оппозиционную ее часть. Говорят, что северяне лоббировали этот вопрос давно, но руководство краевого парламента, не желая дразнить гусей, на поводу аппетитов заполярных депутатов не шло. И трудно сказать, почему оно дрогнуло в июне. Неужели и вправду депутаты надеялись, что спецоперация пройдет без сучка и задоринки? Это было, по меньшей мере, опрометчиво. Заксобрание – не монолит, у каждой группы в парламенте свои интересы, поэтому и сливы взрывоопасной информации в нем генетически запрограммированы.
Не будем забывать, что до следующих выборов в Заксобрание еще целых четыре года. Политическая повестка за это время сменится десятки раз. Даже если кто-то в 2021 году и вспомнит о нынешнем скандале, то ему все равно уже не будет хватать свежести и остроты. Что уж говорить, если такую «вкусную» тему, как отмена прямых выборов мэра Красноярска, оппоненты власти умудрились бездарно растранжирить на прошлогодних выборах. С этой точки зрения инициативу Людмилы Магомедовой и К можно назвать вполне просчитанной. И все же народные избранники слегка поторопились – все-таки политически безопасней было бы увеличивать свое денежное довольствие после 18 марта 2018 года.
Особенно забавно сейчас наблюдать за депутатами из оппозиционного лагеря, которые неожиданно для себя очутились под прессом общественного мнения. Их вытащили из зоны комфорта. Легко и приятно говорить о промахах власти, но всегда неприятно, когда и тебя уличают в чем-то неблаговидном. Реакция партий поражает своим разнообразием. «Патриоты России» и ЛДПР даже постарались по привычке обернуть скандал в свою пользу, обвинив в «подлянке» интриганов из «Единой России». Правда, на месте Ивана Серебрякова и Александра Глискова я бы не сильно обольщался по поводу возможных дивидендов от их попыток переложить вину на политических противников. Ложки, может быть, и найдутся, но нехороший осадок все равно останется.
Удивила КПРФ, которая фактически солидаризовалась с губернатором. Персек крайкома зюгановской Компартии Петр Медведев в интервью ТВК заявил, что «не надо раздувать из этого пожар. Во-первых, в законе четко написано: государственным служащим. И госслужащие - это не только депутаты. 15 лет не поднимали зарплату главам сельсоветов, главам городов, районов. Это огромнейший коллектив. Мы за эти годы поднимали всем: и бюджетникам, и врачам, и учителям, всем-всем». Не самая, кстати, проигрышная позиция. Да и партийные взносы от принципиальных депутатов-коммунистов явно станут больше…
Единороссы же оказались даже более устойчивыми к информационному шторму, чем их оппоненты. В принципе после того, как во время выборов-2011 враги безнаказанно окрестили «медведей» «жуликами и ворами», партии власти сам черт не страшен. Их реакция была предсказуемой – они попытались свести все к неким техническим вопросам, сделав упор на том, что зарплаты повысят только после корректировки бюджета.
Некоторые депутаты ЗС не исключают, что слив компромата организовали … представители муниципалитета Красноярска. Некая основа под этой конспирологической теорией имеется. Содержательная повестка в краевом центре благодаря зарплатному скандалу резко изменилась. Красноярские СМИ забыли о склоках в горсовете, замене бордюров и прочих изрядно наскучивших темах, связанных с городской властью. Радуются и муниципальные парламентарии: впервые за долгое время у них появился отличный повод позубоскалить над коллегами из ЗС, попавших в жесткий переплет. Вот только крайне сомнительно, что к этой спецоперации причастен кто-то из городских депутатов или чиновников. Для такой интриги нужен совсем другой масштаб.
Александр Чернявский
Подпишитесь:
Например: хорошее в Сибири