Планировалось, что гидроэлектростанция будет вырабатывать не только электричество, но и представлять собой огромное, 11 кубических километров водохранилище с пресной водой.
Строительство Крапивинского гидроузла было начато в 70-х годах еще во времена СССР. Однако во время известных шахтерских забастовок в 1989 году, под давлением угольщиков на волне экологических протестов Совмин СССР принял решение приостановить строительство, хотя готовность объекта была на уровне 60-ти процентов. Затем произошел распад СССР, и на время местные власти забыли про гидроузел.
Позже тема «реанимации» строительства поднялась вновь. Надо отметить, что строительство Крапивинского гидроузла имеет непосредственное отношение к двум областям – Кемеровской и Томской, которые располагаются в районе Томского бассейна. Предполагалось, что Крапивинский гидроузел будет регулировать сток реки Томь, аккумулируя паводковые воды и сбрасывая относительно чистую воду в межень. Ведь 80% водных загрязнений попадают в Томь с паводковыми водами.
В 1993 году была проведена Государственная экспертиза недостроенного объекта. В частности, в ней говорилось, что в результате появления Крапивинского водохранилища будет затоплено 66 тысяч га земель, в том числе сельхозугодий и прибрежных территорий; будут уничтожены «краснокнижные» растения и животные; произойдут необратимые изменения в экосистеме; в холодное время усиление ветра в сочетании с низкими температурами будет способствовать более суровым зимам. В то время власти Томской области высказались категорически против продолжения строительства гидроузла, и эту тему опять «благополучно» забыли.
Теперь тему «реанимации» строительства Крапивинского гидроузла подняли вновь. Губернатор Сергей Цивилёв на своей прошедшей пресс-конференции ответил на вопрос «1-Line» так:
«Крапивинский гидроузел был построен на 60%, а в 1989 году строительство было прекращено. С этого момента гидроузел стал техногенной опасностью. Мы должны его либо демонтировать, либо достроить. Я пригласил специалистов из РусГидро и специалистов из Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института им. Веденеева для исследования Крапивинского гидроузла. Работы там можно проводить только летом, на гидроузле задействованы водолазы. До конца августа у меня должен быть первый предварительный отчет по этим исследованиям.
Если стоимость строительства Крапивинского гидроузла будет меньше стоимости демонтажа, то мы будем склоняться к тому, чтобы Крапивинский гидроузел был достроен. К тому же очень обидно тратить деньги на демонтаж такого гидротехнического сооружения.
Что это даст Кузбассу Крапивинский гидроузел? Во-первых, грандиозную стройку. Во-вторых, 300-350 МВт дополнительной электроэнергии, что очень важно в условиях ее дефицита. За счет паводковых мероприятий мы накопим огромное водохранилище пресной воды – 133 километра в длину, 15 километров в ширину, с максимальной глубиной 55-57 метров.
В-третьих, водохранилище не сделает погоду хуже, наоборот. Большой объем воды будет выполнять роль аккумулятора. Климат станет не таким резко континентальным. Температурные скачки будут компенсироваться водохранилищем. И, наконец, водохранилище – это огромный запас пресной воды, которая во всем мире является стратегическим ресурсом. И еще. В этом месте мы не имеем моста через реку Томь, поэтому противоположная сторона берега не освоена. С возрождением Крапивинского гидроузла будет построен мост.
Но я еще раз повторюсь, все будет зависеть от результатов исследования. Именно по его итогам мы будем принимать окончательное решение».
Марина Кларисс
фото: nk.life и пресс-службы АКО