Глава «Норникеля» Владимир Потанин в большом
интервью телеканалу РБК рассказал о своём видении текущей экономической ситуации в стране и мире, о предполагаемых перспективах BRICS, распределении финансовых приоритетов внутри компании. Важной темой разговора стала экологическая программа «Норникеля» и изменение конфигурации технологических цепочек.
«С экологией как раз тот удачный случай, когда мы успели сделать основную массу вложений в Серную программу. У нас на Надеждинском металлургическом заводе, где вся норильская металлургия будет сосредоточена, очистные сооружения построены, и там в этом году мы осуществляем улавливание 377 тысяч тонн серы. То есть мы вписываемся в те показатели, которые установлены государственными требованиями. Когда контрольными органами будут верифицированы данные объёмы улавливания серы, это будет означать, что мы по госпрограмме «Чистый воздух» свои обязательства выполнили, - подчеркнул Владимир Потанин.
– А далее мы будем выполнять добровольно взятые на себя обязательства об уменьшении выбросов на 90%».
Ситуация в стране в настоящий момент кардинально отличается от той, что была в момент старта Серной программы. Глава «Норникеля» отметил и нехватку ресурсов, и отсутствие доступа к зарубежным технологиям – даже к тем, при помощи которых реализована Серная программа на Надеждинском металлургическом заводе. Реализация второго этапа экологической программы на Медном завода в силу вышеназванных причин оказалась под большим вопросом.
«Мы не пошли к государству с просьбой продлить ранее установленные сроки реализации экологической программы или разрешить что-нибудь не делать. Мы нашли способ решения этой проблемы. Этот способ называется «экспорт» в Китай условной серы (которую при производстве меди в Норильске приходилось бы улавливать) в медном концентрате, который в любом случае нам нужно было бы поставлять на внешний рынок. Я считаю, что коллектив «Норникеля» всячески заслуживает поощрения именно за то, что, не идя с протянутой рукой к государству, не откладывая своих обязательств, имея ограниченный доступ к ресурсам, тем не менее, за счёт ума, интеллекта он решил серьёзную проблему. У нас есть манера такая в стране – решать вопросы за счёт большого количества денег. А вот когда они кончаются, начинаешь мозгами думать!»
Владимир Потанин уверен – России в целом и «Норникелю» в частности не избежать международного разделения труда. Оно нужно, его никто не отменял. По мнению главы «Норникеля», надо просто взамен прежних производственных и сбытовых цепочек, в которых Россия оказалась зависимой от западных партнёров, строить новые с теми странами, которые, по крайней мере, декларируют, что не будут отказываться от своих обязательств.
«Мы несколько скорректировали стратегию, о которой я говорил весной, чтобы плотнее завязаться с китайскими партнёрами, сделать совместное предприятие, чтобы они какую-то часть нашего концентрата плавили, а мы бы получали взамен технологии для производства батарейных материалов, - напомнил Владимир Потанин.
– Чтобы глубже войти в кооперацию, нужна была поддержка государства, правительства, вплоть до Президента. Чтобы получить эту поддержку, мы скорректировали нашу стратегию на те пункты, которые были важны для государства».
Глава «Норникеля» перечислил эти пункты:
- сохранение налоговой базы – компания обеспечит прирост налоговой базы на 60 млрд рублей в год по завершении реализации новой стратегии;
- сохранение рабочих мест - по расчётам к 2030 году численность работников компании увеличится на 4,5 тысячи рабочих мест;
- сохранение компетенций, т.е. можно что-то производить у себя, что-то за рубежом, кооперироваться и т.д., но нужно сохранять компетенции на случай, если партнёры перестанут с нами работать – «Норникель» не просто сохранит плавильные мощности в Норильске после их закрытия на площадке Медного завода, но даже увеличит в результате реконфигурации и модернизации существующих и строительства новых плавильных агрегатов на Надеждинском металлургическом заводе.
«Скорректировав нашу политику, нам удалось получить поддержку государства, - констатировал Владимир Потанин. – Стратегия с теми поправками, о которых я сказал, будет реализована до 2028 года. Это позволит нам выйти на умеренный рост – на 20-30% мы будем больше по-разному производить разных металлов. Мы увеличим количество рабочих мест, укрепим налоговую базу в регионах, где находимся. И самое главное, мы получим то, чего у нас не было до этого – мы углубим наше участие в различных производственных цепочках. Например, совместно с «Росатомом» начинаем производить литий и продукцию, которая впоследствии приведёт к производству отечественных элементов питания, мы начинаем производить не только литиевые элементы, но и уже готовые материалы для производства батареек. Т.е. мы, сохраняя собственное развитие, укрепляя международную кооперацию и завязываясь плотнее с нашими партнёрами, ещё и расширяем диапазон нашего участия в цепочке создания стоимости. На мой взгляд, это неплохая стратегия!»
Изменения в стратегии развития «Норникель» традиционно согласовывает с федеральными и региональными органами государственной власти. Это касается и взаимодействия с предприятиями в регионах присутствия активов компании. Для Красноярского края важным является то, что «Норникель» продолжает работать с региональными производственными партнёрами (в первую очередь это Красноярский завод цветных металлов), сохраняет и расширяет кооперационные связи на территории.
«Изначально в решении экологических проблем Норильска имелась развилка: с одной стороны, благодаря переносу плавильного производства в Китай Медный завод перестаёт выбрасывать тысячи тонн серы, с другой – край лишится важного производственного объекта. И тут приходилось задуматься, что нам дороже? – пояснил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края Виталий Дроздов, комментируя интервью главы «Норникеля» РБК.
– К счастью компания нашла компромиссное решение экологического вопроса с одновременным сохранением промышленного потенциала за счёт переноса части плавильного производства на Надеждинский металлургический завод, где уже запущена Серная программа по утилизации диоксида серы. Тот объем выбросов в 377 тысяч тонн, который удалось утилизировать в Норильске в этом году, он суммарно больше, чем объём выбросов по всему Красноярску – это очень значительное достижение! Более того, не у всех компаний-участников федерального проекта «Чистый воздух» выполнены заявленные планы, а «Норникель» свои планы выполнил на все 100%, несмотря на сложности с оборудованием и технологиями».