Красноярск: пробки 4
Владимир Вахтель: «В вольной борьбе я 56 лет»

Владимир Вахтель: «В вольной борьбе я 56 лет»

2017-10-10

В семье родителей Владимира Вахтеля было 15 детей, трое из которых – Александр, Иван и сам Владимир связали свою жизнь с вольной борьбой. По словам Владимира Ивановича, именно брат Александр привел их в спорт. Если бы в свое время старший брат не забрал Ивана и Владимира из Казахстана, навряд ли бы в Кузбассе на борцовских коврах гремела фамилия Вахтелей.

Владимир Иванович Вахтель – один из представителей яркой борцовской семьи братьев Вахтелей. Мастер спорта СССР. Заслуженный тренер Российской Федерации. Владимир Иванович единственный в Кемеровской области получил статус судьи всесоюзной категории в то время, когда нашей страной был Советский Союз. За долгие годы работы тренером Владимир Иванович подготовил 56 мастеров спорта СССР и России и около двухсот кандидатов в мастера спорта.

- Владимир Иванович, история вашей семьи – непростая, а порой трагичная. Как вы оказались в Сибири?

- Мои родители родом из Ростовской области, пережили страшный голод в Поволжье. Отец воевал в Гражданскую войну за красных, был ранен. Но когда началась Великая Отечественная война, боевое прошлое отца не помогло. В начале войны была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья, и нашей семье приказали в течение 24 часов подготовиться к переселению с минимальным набором вещей. Началась тотальная и насильственная депортация немцев в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Депортировали в теплушках, в товарниках. Двое детей, которые появились у родителей до войны, по дороге умерли.

Нашу семью привезли в Красноярский край, в село Богдановка Иланского района. Но когда семья оказалась в Сибири, отца и самого старшего брата Андрея забрали в так называемую рабочую колонну, которую позже назвали Трудармия. Андрея отправили в Бурятию, а отца - в район узловой железнодорожной станции Решёты, недалеко от Осинников. Мобилизованные немцы работали на лесозаготовках и на рудниках. Трудармия была расформирована только в 1947 году, а выжившим немцам разрешили вернуться в места их поселения. Правда, до 1956 года депортированные немцы, которые находились на спецпоселении, должны были ежемесячно отмечаться в комендатуре. У нас не было ни документов, ни паспортов, мы не имели право покидать свое место проживания. Иначе арест.

C Трудармии отец вернулся через год, вернее приполз. Когда его забирали, он весил 96 килограммов. А когда вернулся, осталось 46 килограммов. От дороги до нашего села было 5 километров, он не смог их пройти, поэтому домой возвращался ползком, три дня. Мама его выхаживала очень долго, я даже не знаю, как ей это удалось. Тем не менее, после войны появились еще дети. Мой старший брат родился в 1924 году, а младшая сестра в 1950-м.

В 1956 году мы перестали быть ссыльнопоселенцами, нам выдали документы, паспорта, разрешили передвигаться и выезжать за пределы поселения. Хотя отцу все же пришлось отсидеть 6 месяцев за то, что он незадолго до этого самовольно вывез меня в Красноярскую больницу, где я пролежал несколько месяцев с травмированным глазом. В детстве один из соседних мальчишек случайно попал мне в глаз стрелой из самодельного лука.

- А как дальше сложилась судьба вашей семьи? И как Александр начал заниматься борьбой?

- Это было дело случая. Когда немцам разрешили выезжать за пределы поселения, мама поехала в Казахстан к сестре, ее муж был мельником. Вернувшись домой, она привезла оттуда две буханки белого хлеба, которые я увидел впервые, учился тогда во втором классе. У нас всегда был только черный хлеб, поэтому белый хлеб был настоящим гостинцем. Позже наша семья переехала в Казахстан, в Павлодарскую область, в село Безводное совхоза «Прииртышский». Отцу дали ссуду, и родители купили маленький домик – кухня и комната для нашей большой семьи, бабушка тоже жила с нами. А брат Александр поехал в Канск поступать на курсы шоферов. И там он познакомился с тренером по классической борьбе Вячеславом Михайловичем Моториным, как оказалось, он был ссыльным из Белоруссии. За год тренировок Александр выполнил норматив первого разряда по борьбе и по тяжелой атлетике, стал призером чемпионата Красноярского края по классической борьбе. Он был очень талантлив! После курсов шоферов его призвали в армию, и службу он проходил в Кемерове, в воинской части Кировского района. В 1956 и 1957годах он стал чемпионом Кемерова по штанге в тяжелом весе. А когда демобилизовался, был уже женат.

После службы в армии вместе с молодой женой, которая ждала ребенка, брат приехал к нам в гости, в Павлодарскую область. В то время проходила районная спартакиада. Зная, что он занимается спортом, его вместе с братьями попросили участвовать в соревнованиях по шести видам спорта. Александр занял 1 место по классической и вольной борьбе, по самбо, по тяжелой атлетике и первое место в толкании ядра. Хотя до этого времени он не занимался вольной борьбой. Его заметили, и через месяц вызвали в Павлодар на областную спартакиаду. Он стал чемпионом общества ДСО «Кайрат». В чемпионате сельских спортсменов республик Средней Азии он занял 2 место по вольной борьбе, а позже - 1 место в спартакиаде народов Средней Азии и Казахстана. В это время Александр тренировался в Алма-Ате у заслуженного тренера СССР, тренера сборной Казахстана Петра Федоровича Матущака. Брату предложили остаться в Казахстане, выступать за сборную. Ему за достижения в спорте предложили 2-комнатную квартиру и поступление в вуз на физфак, но Александр отказался. С женой и маленьким сыном он вернулся в Кемерово, где стал работать водителем в токсомоторном АХТ. Но спорт не бросил и продолжил заниматься вольной борьбой и тренеровать ребят. Кстати, в 1962 году Александру, второму в Кузбассе после прокопчанина Михаила Чурина, было присвоено звание мастер спорта СССР за второе место на чемпионате РСФСР.

В 1961 году он приехал к нам в Казахстан и твердо сказал родителям, что меня и Ивана он забирает в Кемерово. Мол, в селе перспектив нет, а в городе мы станем людьми. Мы переехали к брату и занимались борьбой в «Трудовых резервах». Иван был старше меня на два года.

В 1965 году на спартакиаде Кузбасса Александр занял 1 место в весе свыше 100 килограммов, Иван – 1 место в весе 78 килограммов. Александр уже тогда считался сильнейшим тяжеловесом РСФСР. А после его трагической гибели, ежегодно в Кемерове стали проводить турниры памяти Александра Вахтеля.

В 1966 году мой брат Иван начал работать тренером в ДСО «Спартак». Он проработал там недолго, его призвали в армию, и я остался вместо него. Это было для меня неожиданно…

- Как вы стали тренером?

- Дело было так. Когда Ивана забрали в армию, у него осталось 4 группы детей. Ко мне домой, к молодому пацану, пришел председатель спортивного общества «Спартак» Виталий Александрович Киселев. Обратился уважительно, мол, Владимир Иванович, надо идти работать тренером. Я ему: «Каким тренером, да вы что?». А он мне: «У вас все получится». Уговорил поехать в ДК «Заря» на Южном. Заходим. Кругом дети бегают, а тренера нет. И тут Виталий Александрович говорит: «Ребята, вот ваш новый тренер». Как дети закричат: «Ура!». На меня все повисли, радуются, и тут у меня в душе что-то дрогнуло. Не смог устоять.

Пришел на кемеровский завод «Карболит», где я работал слесарем. А меня не отпускают. На меня уже виды – планируют механиком цеха сделать. А в будущем начальником цеха. Спортсмен, не пью, не курю, волейбол играю, ядро толкаю. Мне говорят: «Оставайся». А я уперся. Дали месяц отработки. Я отработал, и ушел. И ни разу не пожалел. Мне было приятно, что за многие годы завод меня не забывал, поздравлял, приглашал на праздники. Позже я окончил Омский институт по физической культуре, и полностью посвятил себя тренерской работе, и не заметил, как за тренерством прошло пятьдесят лет. Это не считая времени, когда я сам занимался вольной борьбой.

Надо сказать, что мой брат Иван – был и остается уникальным человеком. Он отработал директором областной СДЮСШОР по вольной борьбе 11 лет – с 1986 по 1997 годы. Он возглавлял спортшколу в самые тяжелые времена. Он сумел сохранить вольную борьбу и ребят, которые ей были преданы.

А про брата Александра до сих пор ходят легенды в кемеровском таксомоторном АТХ, где он работал водителем, как он снимал двигатель весом 180 килограммов с автомобиля Волга ГАЗ- 21 и уносил его на руках в ремонт. Последний раз он участвовал в чемпионате Сибири в городе Абакане в 39 лет и занял призовое место, попав на финал чемпионата России. После тяжелых смен, отработав на такси, он находил силы приходить в спортзал, тренировать нас с Иваном и молодых борцов.

Оглядываясь на прошедшие годы, я могу сказать, что в борьбе никогда не было просто. Вольник – это борец по жизни. Что для него главное? Трудолюбие и амбиции. Характер и упорство. Если штангист поднимает штангу на 200 килограммов, то на соревнованиях он точно 180 толкнет. Но когда встречаются два борца - это другое. Никому неизвестно, чем закончится поединок. Впрочем, как это бывает и в жизни.

Марина Кларисс

На фото Иван и Владимир Вахтели (архив)

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме: