Красноярск: пробки 0

Заоблачный кряж

...Ну, разве что те, кого судьба забросила сюда на вахту или ПМЖ. Или геологи. А еще – редкие в этих местах путешественники: рыбаки и охотники, сплавщики и велотуристы, археологи и краеведы. В общем, все те, кто любит «медвежьи углы», где слыхом не слыхивали о таких вещах, как «туристская инфраструктура», зато могут похвастать весьма высоким доходом на душу населения и кучей достопримечательностей, добраться до которых под силу не каждому. Но добраться до Енисейского кряжа хотя бы раз в жизни все-таки стоит!

Красота Енисейского кряжа сражает наповал. Осенью – буйством красок стлаников и мха, летом – разноцветьем курумника, весной – пестротой цветочного ковра, а зимой – переливами льда и снега. Огромное низкогорье (наивысшая точка 1125 м), разделенное Ангарой на два массива: крупный северный и небольшой южный, протянулось на 750 км от Подкаменной Тунгуски до Кана. Сегодня мы расскажем о северной части Кряжа, который многие называют Заангарским плато, – здесь уже почти двести лет моют золото, бьют пушного зверя и покоряют непроходимую тайгу. С большой землей Енисейский кряж до сих пор связывает одна из самых старых дорог Центральной Сибири – Старонифантьевская. Бывший гужевой тракт, по которому из Енисейска везли для старателей все необходимое, был проложен в 1864 году, и до сих пор некоторые его участки вполне проезжабельны даже в весеннюю распутицу. Добраться до поселков, расположенных у подножия Кряжа, можно и по грунтовой дороге Енисейск (паром в Епишино) – Северо-Енисейский, на самолете малой авиации из Красноярска или на теплоходе до Усть-Пита, а там уже по грунтовке, бегущей прямо по плоскогорьям Кряжа.

Самая низкая отметка Кряжа (30 м) находится на дне Енисея, у северной оконечности массива. Здесь, чуть ниже устья Подкаменной Тунгуски, Енисейский кряж, пересекаемый Енисеем, образует в русле реки порог Осиновский (острова Монастырский, Кораблик и Барочка). Еще один знаменитый порог Енисейского кряжа – Казачинский, находится в Казачинском районе, на 223 км от Красноярска, около Каменного мыса.

{joomplucat:886 limit=10|columns=5}

{joomplucat:887 limit=10|columns=5}

Район без шуток

Северо-Енисейский район края, в пределах которого расположена большая часть Кряжа, хоть и был образован 1 апреля 1932 года, местом радостным назвать трудно. Суровые климатические условия сделали его территорией, приравненной к районам Крайнего Севера, а богатства недр – центром региональной золотодобычи. Несмотря на то, что ничего даже отдаленно похожего на туристскую инфраструктуру на Кряже нет, туристов здесь бывает довольно много. Порядка 20 населенных пунктов связаны друг с другом грунтовыми дорогами, проложенными в тайге и доступными лишь по сухой погоде, поэтому лучше всего здесь передвигаться по рекам: Большой Пит, Вельмо, Енашимо, Сухой Пит, Тея, Чиримба, Актолик, Калами, Удерей, Огня, Севагликон, Вангаш – в большую воду, в июне, здесь можно с удовольствием сплавиться, а в малую – неплохо порыбачить. Кстати, в названиях рек района четко прослеживается влияние языков аборигенов Кряжа – енисейских самоедов, кетов и тунгусов (эвенков). Последних сегодня еще можно встретить в тайге на кочевье. Реки богаты не только рыбой – по берегам некоторых из них возвышаются удивительно красивые «столбы» антропоморфных форм, похожие на знаменитые Суломайские, что в Эвенкии.

Одной из главных достопримечательностей Кряжа сегодня является Енашиминская ГЭС, построенная в 1955 году на реке Енашимо. Это самая маленькая гидроэлектростанция в Красноярском крае, в год она вырабатывает 15 млн кВт•ч, снабжая электричеством два поселка – Енашимский и Новая Калами, а также местный асфальтовый завод, карьер «Эльдорадо», дражный флот, а в экстренных случаях – и объекты социального значения в поселке Северо-Енисейском. Во всех остальных поселках района имеются дизельные генераторы энергии.

Золотой запас

Русская история Кряжа началась вместе с «золотой лихорадкой» в 1839 году, когда кыргыз Егор Иванович Жмаев, друживший с тунгусами, услышал от них о золотом песке, который «плавал» во всех таежных реках. Уже через 25 лет вся речная система Енисейского округа была поделена заявками и отводами приисков, число которых, согласно карте 1866 года, достигало на юге 553, на севере – 560. В 1848 году прииски Кряжа дали рекордные 862 пуда 70 фунтов золота, что составило 69% всей добычи желтого металла в России! Благодаря енисейскому золоту в тот период Россия занимала первое место в мире по добыче «валютного» металла. Добыча же рудного золота на Кряже началась с разработки Сергиевского месторождения, расположенного в 20 км от нынешнего Соврудника, на левобережной террасе реки Енашимо – в 1884 году здесь была построена фабрика «Заря». В 1900 году на реке Удерей, на прииске Калифорнийском, была опробована одна из первых плавучих золотопромывальных фабрик-драг, переброшенных из Новой Зеландии в Сибирь. С этой драги начался дражный флот Енисейской губернии.

За 170-летнюю историю золотодобычи на Кряже здесь было добыто более 700 тонн золота. Сегодня в районе работают три профильных предприятия: ЗАО «Полюс», ООО «Соврудник» и ООО «Прииск Дражный», – они обеспечивают 16,5% общероссийской золотодобычи и 83% – краевой. Узнать больше об истории здешнего драгметалла можно в Музее золотодобычи в поселке Северо-Енисейском.

Туристу на заметку

Отсутствие дорог с твердым покрытием, высокая стоимость аренды вертолета, единственная гостиница в райцентре, проблемы со связью и нестабильная работа парома на Енисее делают район труднодоступным для путешественников, высоко ценящих удобство и комфорт, но вызывают азарт у экстремалов. Огромной популярностью на Кряже пользуются путешествия по заброшенным приискам и поселкам (чтобы такой тур был удачным, нужно потереть ногу бронзовой фигуре золотоискателя, сидящего у входа в музей в Северо-Енисейске). Интересны рыбалка и охота в девственных лесах и на реках – все это помогают организовать местные жители, а еще сплавы, о чем уже было сказано выше, сбор грибов, ягод и просто походы по тайге и горам. Несложные восхождения на Енашиминский Полкан – высшую (1125 м) точку Енисейского кряжа, расположенную южнее поселка Еруда, или на вершины соседних хребтов – Карпинского, Татарского кольцевого и Горевского Полкана и горы Чираду и Ковригу, доступны даже людям без серьезной физической подготовки.

Легенда о Полкане

«Жил когда-то в земле Сибирской чудо-богатырь Полкан, наделенный силой, мужеством и быстротой. Один скок его был в семь верст. А когда где-то творилась несправедливость, Полкан бежал туда со всех ног…»

Эта легенда, услышанная в крестьянском детстве будущим художником Антоном Сергеевым, жившим далеко от берегов Енисея, вдохновила его настолько, что он твердо решил увидеть богатыря и написать его портрет. Сергеев преодолел 500 верст по буреломной тайге и поднялся на гору Енашиминский Полкан. Для художника такой путь стал проверкой на выносливость и художественное мастерство. Его пейзаж «Гора Полкан (северная тайга)» впервые был выставлен в Красноярске сразу после написания в 1916 году.

«Злые песни» эпохи

В поселке Северо-Енисейском похоронен инженер по шахтному электрооборудованию на золотодобывающих предприятиях Юрий Николаевич Вейнерт. Согласно официальной версии, он погиб, упав в шахту при осмотре участка. Большинству читателей это имя ни о чем не скажет, впрочем, и в 40-е годы прошлого века о нем не слышали даже те, кто запоем читал его стихи. Будучи заключенным лагеря-завода «Свободный», Вейнерт придумал персонаж – поэта Гийома дю Вентре, в фамилии которого легко угадывается сам автор, и вместе с другим заключенным Яковом Хароном они занялись сочинением стилизованных сонетов на лирические темы, выдавая себя за их переводчиков. К 1947 году были готовы порядка 40 сонетов, но издать их не удалось – друзей разбросало по Сибири, их ждали новые аресты и ссылка, а придуманный ими герой зажил собственной жизнью – у него появилась биография, вокруг его имени сложилась целая мифология. После смерти Вейнерта и своего освобождения Харон долгое время занимался доработкой их совместного произведения. 

Синяя страна

Когда-нибудь все брошу и уеду –

По свету Синюю страну искать,

Где нету ни солдат, ни людоедов,

Где никого не надо убивать.

Там не найдешь евангелий и библий,

И ни придворных нет, ни королей.

Попы там от безденежья погибли,

Зато Вентре в почете и Рабле.

Там в реках не вода течет, а вина;

На ветках – жареные каплуны

Висят, как яблоки... Париж покину,

Но не найду нигде такой страны!

А если б и нашел... вздыхаю с грустью:

Французов и ослов туда не пустят!

Гийом дю Вентре

Конечно, мы рассказали далеко не обо всем, чем богат Енисейский кряж. А еще мы не поведали о трагедиях умирающих поселков, где в пустых избах бывших сельских библиотек посреди комнат кучей навалены редчайшие книги, о реках, чьи экосистемы после золотодобычи не восстановятся еще долгие годы, о людях, которые «поднимают» эту отрезанную от мира землю и в то же время убивают ее природу. Судьба территорий-доноров сегодня не секрет ни для кого, поэтому очень рекомендуем – навестите Кряж, пока он еще сохраняет остатки своего богатства, того, которое нельзя добыть или увезти с собой.

Виктория Рефас

Фото: Сергей Петров, Александр Попов, Сергей Каменев, Сергей Наумов, www.eruda.ru

 

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить