Красноярск: пробки 1

Силовая зачистка

2020-02-18
Довольно нервными выдались последние недели для федеральной и региональной власти. Конституционные пертурбации, перманентные внешнеполитические вызовы, эпидемии и войны, скандалы и криминальные ЧП – иной раз даже посочувствуешь «людям государевым», которые постоянно вынуждены удерживать равновесие на очень скользком льду. Не всегда это удается.

Несмотря на внешнюю стабильность, есть ощущение, что напряжение в Системе возрастает, в ней увеличивается внутренняя турбулентность. Масс-медиа полны самых разных сценариев развития событий в России и большинство из них довольно тревожные. Практически все аналитики сходятся на том, что в ближайшие годы нас ждет много неожиданных поворотов, которые могут серьезно изменить ситуацию в стране. Главное, чтобы все грядущие вихри в верхах не ударили по низам…

Черная полоса

1.JPG
Нелегкое время переживает краевая прокуратура. Всего за полтора месяца по подозрению в получении взятки были задержаны два руководителя территориальных подразделений надзорного органа. В конце прошлого года был арестован и. о. прокурора Норильска 32-летний Хаважа-Бауди Гутаев, а 14 февраля в СИЗО был отправлен его коллега по цеху, прокурор Березовского района Бекхан Аслаханов.

На этом скандальном фоне не удивляют слухи о грядущей отставке прокурора края Михаила Савчина. Их, правда, официально пока никто не подтвердил (и не опровергнул). По нашим данным, вероятность его ухода весьма высока. Причем, речь идёт не просто об оставлении этого ключевого в системе правоохранительных органов поста, а о расставании с прокурорской службой.

Всё происходящее в главном надзорном органе выглядит достаточно неожиданным, поскольку предыдущие 8 лет работы Михаила Савчина в кресле прокурора края прошли довольно гладко и без особых скандалов. Он умело выстраивал конструктивные отношения со всеми губернаторами, включая и Александра Усса. В региональной номенклатуре к нему относились хоть и не без опаски (должность такая!), но с уважением.
Прокуратура края, как и положено силовикам, старалась держаться в стороне от политических игр. Хотя полностью избежать их по естественным причинам не удалось. Чаще всего это было связано с депутатским корпусом, который нередко попадался на нарушении антикоррупционного законодательства. Именно надзорный орган выносил представления о лишении мандатов в адрес провинившихся парламентариев, причем не только муниципального уровня. Памятны и разборки в краевом парламенте, когда не без труда удалось избежать крупных неприятностей нескольким депутатам ЗС.

Сыграла прокуратура свою роль и в развязке самого громкого скандала 2019 года. Именно надзорный орган предоставил депутатам в июле материалы, послужившие основой для досрочного ухода с поста председателя Счетной палаты Татьяны Давыденко. В её действиях парламентарии усмотрели конфликт интересов. Татьяна Алексеевна, правда, пыталась оспорить решение Заксобрания в судах, но эти тяжбы закончились ничем.
На хорошем счету был Михаил Михайлович и у федерального начальства. Несколько месяцев назад появились весьма правдоподобные слухи, что Савчин может уйти на повышение в Москву, однако сейчас о них можно говорить только в прошедшем времени. О том, что региональные прокуратуры ждет большая чистка, заговорили сразу после замены в январе Генерального прокурора Юрия Чайки на выходца из Следственного комитета России Игоря Краснова. По стечению обстоятельств начали с Красноярского края.

Отметим, что вероятная отставка Савчина может продолжить ротацию в руководстве краевых управлений силовых структур. Осенью 2019 года новым начальником УФСБ по Красноярскому краю стал Андрей Виговский, а летом 2018 года краевой Следственный комитет возглавил Андрей Потапов. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что кадровые метаморфозы у красноярских силовиков на этом не завершились.

Спортивные подставы


3 - Ростовцев и Устюгов.jpg

 Заметное место в скандальной хронике Красноярья последних недель занимают ЧП со спортивной начинкой. В конце января разгорелся скандал вокруг сумасшедших зарплат футболистов «Енисея», возмутивших губернатора. Хозяйственной деятельностью ФК «Енисей» заинтересовались следователи. Вполне вероятно, что вольности с зарплатными ведомостями лишь верхушка айсберга.

Думается, при желании контролеры и следователи найдут немало интересного, исследуя деятельность так называемых профессиональных клубов, которые несмотря на свой статус, тем не менее, щедро финансируются из региональной казны. В год бюджет тратит на футболистов, волейболистов, баскетболистов, регбистов и хоккеистов (с мячом и шайбой) почти 2 миллиарда рублей.

Вопросы по этому поводу давно задают и простые красноярцы, и депутаты. Понятно, что у этих клубов есть свои поклонники, но почему за их фанатские радости должны платить налогоплательщики? Меньше всего вопросов к русскому хоккею и регби, где наши спортсмены исправно добывают медали и выигрывают престижные турниры. Хотя и им бы не помешали щедрые покровители. Краевой парламентарий Владислав Зырянов уже не однажды на сессиях ЗС задавал вопросы представителям крупных российских компаний, зарабатывающих в нашем регионе немалые барыши, почему они, спонсируя зарубежные и московские клубы, не спешат взять на содержание красноярские команды? Вразумительного ответа мы пока не услышали.

Судя по захватывающей истории с ФК «Енисей», у министра спорта Павла Ростовцева сейчас другие приоритеты. Его министерство сегодня делает ставку на массовый спорт и создание соответствующей инфраструктуры в городах и весях края. Она ведь нужна не только в Красноярске, который и так немало получил, готовясь к Универсиаде. Похоже, Ростовцеву удалось заручиться политической поддержкой Александра Усса, который тоже не в восторге от непомерных аппетитов заезжих спортивных звезд.
Из другой оперы история с дисквалификацией нашего прославленного биатлониста Евгения Устюгова. Спустя 6 лет у него отобрали олимпийское золото Сочи. Якобы наш спортсмен употреблял допинг. Расследование по этому поводу проводилось ещё в 2018 году, однако тогда международная федерация биатлона признала красноярца «чистым». Сейчас обвинения Устюгову были предъявлены на основании базы данных LIMS московской антидопинговой лаборатории, вокруг которой последние месяцы кипят нешуточные страсти.

Евгений Устюгов уже заявил, что считает решение IBU «беспределом» и пойдет во все суды, чтобы восстановить свое честное имя. Правда, с учетом известного отношения к нашим спортсменам в последние годы в различных международных организациях, лично я бы особых иллюзий не питал. Судя по всему, не питает на этот счет иллюзий и министерство спорта РФ, которое до неприличия быстро отреагировало на решение о лишении Устюгова олимпийской победы. Чиновники освободили его от должности главного судьи зимней Спартакиады учащихся России, проходившей в феврале в Красноярске. Может быть, все-таки не стоит так быстро «сдавать» своих чемпионов, а дождаться хотя бы результатов рассмотрения апелляции? Или спортивные функционеры готовы вылезти из кожи вон, лишь бы угодить боссам мирового спорта? Грустно и горько от всей этой истории…

Александр Чернявский
Фото с официального портала Красноярского края, сайта Законодательного собрания и архива автора

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: