Красноярск: пробки 3
«Мечта бюджетников работать на одну ставку останется несбыточной»

«Мечта бюджетников работать на одну ставку останется несбыточной»

Накануне Дня медицинского работника (отмечается он в третье воскресенье июня) министр здравоохранения Красноярского края Вадим ЯНИН встретился с корреспондентами красноярских СМИ.

Речь шла о самом насущном: качестве медицинской помощи в регионе, зарплатах врачей и о том, как экономический кризис повлиял на здравоохранение.

Вот что рассказал министр журналистам.

О ГЛАВНЫХ ЗАДАЧАХ КРАЕВОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В настоящее время главной задачей не только краевого, но и российского здравоохранения является решение демографической проблемы. В Красноярском крае сейчас наметилась тенденция к снижению рождаемости и росту смертности. В какой-то степени это можно связать и с экономической ситуацией. Но главные ее причины в другом.

В детородный возраст сейчас вступает поколение, родившееся в 1990-е годы. И этих молодых людей едва ли не вдвое меньше, чем тех, кто старше их на 10–15 лет. Соответственно, и детей это поколение родит меньше. Поэтому, чтобы минимизировать последствия демографического провала, необходимо принять все меры для помощи молодым семьям — и на федеральном, и на региональном уровне. Важнее этого сейчас ничего нет.

Если же говорить о росте смертности, то, конечно, «обвальный» характер он не носит: речь о людях старшего возраста, о кардиологических и онкологических заболеваниях.

И в этой связи перед краевым здравоохранением стоит задача уделить особое внимание диагностике и медучреждениям первичного звена. Да, в последние годы мы «подтянули» крупные стационары: у нас появилось высокотехнологичное оборудование в больницах, были построены современные перинатальный, кардиологический и онкологический центры, идет строительство передовых медицинских объектов в крае. Но вот поликлиники от этого уровня отстают, особенно в районах. Я бы сказал, что тот объем медпомощи, который сейчас требуется жителям края, причем именно на первичном этапе, удовлетворен лишь наполовину.

О НЕХВАТКЕ КАДРОВ В МЕДИЦИНЕ

В настоящее время существует огромный разрыв между формальным штатным расписанием всех медучреждений края (в нем 19 тысяч позиций) и числом работающих в регионе медиков — их всего 10 тысяч. То есть разница почти вдвое! Реально ли в короткий срок устранить этот разрыв и решить, таким образом, кадровую проблему? Будем честны: нет. Значит, нужно искать новые подходы к работе в сложившейся ситуации.

Взять те же поликлиники. Как часто люди приходят туда не за медицинской помощью, а, например, за справкой, рецептом или просто, чтобы пообщаться (последнее особенно касается людей старшего поколения)? Разве в подобных случаях обязательно нужен врач — человек с высшим медицинским образованием? Может быть, правильнее выписку очередного льготного рецепта поручить другому работнику? Тогда и у врача останется больше времени на пациентов и свои прямые обязанности.

Вот, к слову: не должно быть такого понятия, как «устроиться в стационар, чтобы обследоваться». Точнее, не должно быть. В больницы люди все же попадают в особых, экстренных ситуациях, вся другая помощь должна им быть оказана именно на первичном звене.

Что для этого нужно? Терапевт должен стать настоящим врачом, главным для пациента. А узкий специалист — это врач-консультант. Так устроено здравоохранение во всем мире, так должно быть и у нас (и мы работаем в этом направлении). Пока же на одно и то же количество населения за рубежом приходится 25–30 узких специалистов, а у нас — более 100. Не очень-то это хорошо. Во-первых, чрезмерно узкая специализация не всегда на пользу, да и не может пациент сам определять, к какому именно специалисту ему обратиться, — это должен сделать врач общей практики. 

Далее, сейчас в крае мы идем по пути укрупнения медучреждений. Юрлиц у нас очень много, но зачастую это неоправданно: маленькие больницы просто не в состоянии оказать больным необходимую помощь. Когда происходит слияние мелких организаций, например, с крупной районной больницей, система становится и более управляемой, и получает больше возможностей для эффективной работы (это касается и кадровой, и технической оснащенности).

И, наконец, хотел бы развеять миф о том, что молодые выпускники медуниверситета не остаются работать в здравоохранении. Это не так. В этом году, например, все пошли работать по специальности, причем 50 человек — в участковые поликлиники.

Иногда приходится слышать: а давайте вернем распределение в медвузах. Но в том смысле, как это было в советское время, эта система не сработает. Да по большому счету и тогда не особенно-то работала.

Эффективный способ привлечь молодых врачей к работе в районных медучреждениях — целевой набор. Мы подписываем с молодым человеком договор о том, что по окончании вуза он отправится работать в тот или иной населенный пункт, обеспечиваем его повышенной стипендией. Если условия договора молодой медик не выполняет — ему придется вернуть крупную сумму.

О ЗАРПЛАТАХ МЕДРАБОТНИКОВ

В здравоохранении самая сложная система начисления зарплаты во всей бюджетной сфере: слишком много здесь составляющих и разных других нюансов. В Красноярском крае, например, 4 зарплатных пояса, и в Норильске врач уже будет получать по-другому, чем в Минусинске. Учитываются и квалификация, и нагрузка, и дежурства, и стаж, и много других моментов.

Должен отметить: ни в одном медучреждении края зарплаты в последнее время не снижались — только росли. И если у сотрудников возникают вопросы по этому поводу, главврач обязан дать им разъяснения. Мы даже назначили для этого специальный день — в пятницу руководители всех медицинских организаций края должны при необходимости ответить на все вопросы, связанные с зарплатой, которые появляются у подчиненных.

Президент РФ поставил задачу: к 2018 году довести зарплаты в здравоохранении у врачей до двойной по отношению к средней в регионе, у среднего и младшего медперсонала — до средней. Применительно к Красноярскому краю эти суммы на данный момент составили бы примерно 70 тысяч и 35 тысяч рублей соответственно.

Но повторюсь: о неких «средних» зарплатах врачей и медсестер говорить не стоит. Слишком разные у всех условия работы. Могу сказать одно: мечта любого бюджетника — припеваючи жить на одну ставку — не сбудется никогда.

О ЖАЛОБАХ И НАСТОЯЩИХ ПРОФЕССИОНАЛАХ

Жалоб на действия врачей в последнее время действительно стало больше. Но я бы сказал так: чем больше делается — тем требовательнее становятся пациенты. Подумайте: всего лет пять назад нельзя было помыслить о том, чтобы в обычной поликлинике провести у пациента томограмму. Сейчас мы делаем (подчеркну: только в участковых поликлиниках!) порядка 20 тысяч таких процедур в год. Понятно, что отказ от ее проведения по каким-то причинам может вызвать жалобу со стороны пациента. И подобных примеров можно приводить много...

Вообще, отметил бы, что в последнее время намечается некоторое, что ли, противостояние медиков и общества. А не хотелось бы этого.

Давайте еще раз вспомним, что врачи и медсестры обязаны оказывать и оказывают медицинскую помощь очень разным людям и в очень разных условиях. Но они это делают. Потому что верят в свою профессию, в свое призвание, помогают людям, несмотря на любые сложности. И я чрезвычайно благодарен за это своим коллегам и горжусь ими.  

Мария Медведева

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: