29 сентября на 68-м году жизни скончался Вадим Николаевич Кожевников — выдающийся психолог, психиатр и педагог.
Биография этого человека богата профессиональными свершениями, он был отмечен многими званиями и регалиями. В.Н. Кожевников — специалист в области клинической психологии и пограничной психиатрии, профессор, доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАИ при ООН, член Международного общества иммунореабилитации, член диссертационного совета по медицинской психологии, заведующий кафедрой клинической психологии Сибирского Федерального университета, профессор кафедры специальной психологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ
Вадим Николаевич Кожевников в 1971 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности «врач-терапевт». С 1986 по 1990 годы была аспирантура в Ленинградском НИИ физической культуры. Здесь он уже врач-исследователь.
Практиковать начал в 1982 году в комплексной научной группе, работавшей со сборными командами Советского Союза по санному и горнолыжному спорту. Именно тогда его и заинтересовали клиническая психология и психиатрия. Однако первая докторская диссертация была по педагогике: в 1996 году он защитил работу «Психофизиологичекий подход к оценке тренированности и надежности соревновательной деятельности спортсменов-саночников».
Диссертация стала отличным поводом для разработки собственной методики. Работа со сложным названием «Динамическая омегаметрия, позволяющая регистрировать значение омега-потенциала в ходе спуска по трассе с «Омега-спорттестером» была запатентована. Суть методики состоит в быстрой коррекции тренировки при спуске по трассе и в выборе специальных приемов и двигательных установок для спортсмена. Кроме прочего, здесь была важна психологическая составляющая, способная стать определяющей при подготовке к соревнованиям. Разработанная Кожевниковым методика поспособствовала грамотной оценке уровня адаптации спортсменов-саночников. Остается она актуальной и в наше время.
Вторую свою докторскую, по разработке лечебно-профилактических и реабилитационных программ для страдающих неврологическими расстройствами, ученый защитил в 2006 году.
В ней представлена еще одна авторская методика, по интегративной психотерапии, и сформулирована реабилитационная программа для пациентов с невротическими и неврозоподобными расстройствами. Пациенты Кожевникова, с которыми он работал по этой программе, уже спустя 4–5 дней чувствовали улучшение. Новое направление работы позволило также с высокой точностью давать прогноз состояния пациентов при выборе адекватной патогенетической терапии и осуществлении лечебно-профилактических программ.
ВЫЛЕЧИТЬ ДУШУ
Человек и его психология были для Вадима Николаевича Кожевникова предметом научного интереса в течение всей его жизни. При этом суть его подхода к работе с пациентами можно было бы обозначить классической формулой: лечить надо не болезнь, а больного, подходить к терапии исходя из того, что у человека душа и тело едины.
Когда пациенты обращались к Кожевникову за помощью в борьбе с неврозами, которые не зря называют болезнью XXI века (сегодня ими страдает едва ли не каждый второй), врач в первую очередь пытался вникнуть в суть переживаний пришедшего к нему человека, понять его страхи, разобраться с тем, чем он живет и дышит.
Вот фрагмент из интервью, которое Вадим Кожевников в свое время дал Евгении Арбатской. В беседе этой очевидны главные принципы подхода специалиста к работе с пациентом.
— Вадим Николаевич, расскажите, пожалуйста, о явлении гипердиагностики. Почему порой пациентам «присваиваются» диагнозы, не имеющие под собой реального основания?
— К сожалению, наша медицина может быть в первую очередь охарактеризована как бездоказательная. Наши врачи научены и воспитаны так, чтобы искать болезнь у пациента. Кто ищет, тот всегда найдет! Вот к нам приходит женщина на прием, мы ее осматриваем и находим уплотнение в груди — все ясно, мастопатия! Назначаем секторальную резекцию. А проблема-то всего лишь в шейном остеохондрозе, с которым, безусловно, нужно поработать, и через месяц проблемы как не бывало. Разумеется, не стоит передергивать — я не ратую за наплевательское отношение к себе и своему здоровью, просто подход должен быть другим.
— А каким образом нужно поработать с остеохондрозом?
— Снять мышечный зажим с помощью массажа и, возможно, мануальной терапии. Поработать с возникшей депрессией из-за слабости деятельности одного из полушарий с помощью психотерапии. Если нарушен потенциал головного мозга при наличии какой-то базисной негативной эмоции, нарушается регуляция функций внутренних органов, желез и организм «идет вразнос». Поэтому проблемы репродуктивной системы у женщин имеют под собой чаще всего основу в виде жизненных проблем в отношениях с мужчиной, отношений в семье. Если пациентка думает: «Я уже не мать» — страдает грудь; если она подсознательно считает себя не женщиной, а существом, утратившим сексуальную привлекательность и активность — страдают яичники и матка. Аналогично и с мужчинами. Посмотрите, как активно рекламируются средства от эректильной дисфункции (импотенции) — значит, спрос есть. Иными словами, каждая устойчивая негативная эмоция имеет свою адресную прописку: организм — сложная саморегулирующаяся система, в нем не бывает чего-то «просто так».
Пациенты всегда были для Кожевникова на первом месте. Помимо консультаций в клинике он находил время отвечать на вопросы больных и в Интернете. На сайте «Сибирского медицинского портала» долгое время был открыт форум, куда обращались люди с самыми разными проблемами. Вадим Николаевич всегда старался быстро и подробно ответить каждому, несмотря на свою загруженность. Однажды ему поступил такой вопрос: «Доктор, мне очень плохо, меня постоянно преследует страх, я не могу радоваться жизни, смотрю на природу и меня ничего не волнует, не радует. Посоветуйте мне лекарство, чтобы вернуть радость жизни». Вадим Николаевич ответил: «От вашей болезни действительно существует лекарство. Это счастье. Сейчас от многих слышу: мне его очень не хватает». Последнее сообщение он отправил, когда уже был болен. Но, видимо, не так его пугало состояние собственного организма, сколько душевные проблемы других людей.
Наталья Машукова, пресс-секретарь ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» и просто друг Вадима Николаевича, вспоминает:
«Он всегда был рядом и всегда был доступен: для пациентов, для коллег, для журналистов. Для него очень важна была работа с журналистами. Ему было с нами интересно, он нас учил и чему-то учился сам. Но главное — он понимал, что журналисты могут донести до людей те знания, которыми он обладал. Эти знания помогали стать лучше, чище, счастливее. Он видел суть и помогал отметать пустое.
Он был счастливым человеком, несмотря ни на что. Он был мужчиной, настоящим, брутальным, основательным и изысканным. Он любил красивое. Он был эстетом в мыслях, чувствах, в поступках».
Подпишитесь: