Красноярск: пробки 1
Коронавирус вчера и сегодня: как Сибирь пережила пандемию 2020. Часть 1. Весна

Коронавирус вчера и сегодня: как Сибирь пережила пандемию 2020. Часть 1. Весна

2020-12-22
Мир узнал о ковиде в декабре прошлого года, когда один китайский врач написал другому, что столкнулся с вирусом атипичной пневмонии, но очень странным. А 11 января от нового заболевания впервые умер человек. В Китае спешно ввели локдаун, но были отдельные случаи, когда жители пили жаропонижающее и покидали страну.

2 марта в России официально подтвердили первый случай коронавируса. Его привез турист, вернувшийся из Италии. А уже 11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила – в мире началась пандемия.

30 марта Россия закрыла свои границы и ввела новое понятие – «Режим нерабочих дней». В это время в теории жители должны были сидеть дома и получать за это зарплату. Где ее брать бизнесу, никто не объяснил. Но многие россияне обрадовались неожиданному отпуску и начали бронировать места в отелях Сочи. У кого не было много денег, выехали на шашлыки. Чтобы удержать людей дома, власти практически полностью остановили жизнь в стране, запретив без уважительной причины выходить из дома.

Красноярская станция скорой медицинской помощи3.jpg

Сибирь. Начало эпидемии

В Сибири от пандемии защищались по-своему. Например, школьников с 17 марта отправили на каникулы, а с 6 апреля вывели на дистанционное обучение. То и дело вспыхивали скандалы – родители были недовольны тем, что им приходится брать на себя функции учителей, педагоги – что никто не дал им цифровых платформ и не объяснил, как вести уроки удаленно, ученики – что нельзя гулять с друзьями. Вузы и техникумы тоже ушли на дистант, детские сады работали в режиме дежурных групп.

Также с середины марта все регионы запретили проведение массовых мероприятий. Везде был введен режим повышенной готовности. Прибывшие из Москвы и из-за границы были объявлены персонами нон-грата. Их не отпускали домой, заставляя отбыть в обсерваторе 2 недели. Потом режим смягчили и разрешили соблюдать карантин дома.

Примерно с середины марта сибирские регионы один за другим начали сообщать о том, что нашли у себя первые случаи заболевания COVID-19.

  • 14 марта – Кузбасс
  • 17 марта – Красноярский край, Республика Хакасия
  • 18 марта – Новосибирская и Томская области
  • 27 марта – Иркутская область (технически власти подтвердили результаты 29 марта, но мазки пришли 27-го)
  • 29 марта – Омская область
  • 30 марта – Алтайский край

Не обошлось без скандалов. 9 апреля было объявлено о первых заболевших в Республике Тыва. Вирус подтвердили сразу у 8 человек – это была семья, куда погостить приехал житель Красноярского края. Круг контактных лиц у них был огромный – около 300 человек.

Последним «бастионом» была Республика Алтай. Некоторое время она была единственным регионом России, где коронавируса не было. Однако и там 16 апреля выявили заболевание.

Затем последовала целая череда обращений Президента РФ Владимира Путина. В одном из них он объявил о продлении режима нерабочих дней до конца апреля. А до этого все решения о введении карантина и иных мерах отдали на откуп губернаторам.

В Красноярском крае и в других региона с 1 апреля (в других - с 30 или 31 марта) ввели знаменитый режим самоизоляции, вызвавший массу споров. Жителей заставили самим себе писать разрешение на выход из дома и указывать там причину. Полицейские могли остановить любого и потребовать паспорт и объяснительную. На практике такое случалось редко. Работать оставили только продуктовые магазины, включая гипермаркеты, и аптеки.

В других регионах закрылись парикмахерские, столовые, рестораны, кафе, спортзалы – словом, почти все. Детям запретили выходить на улице без взрослых. Хоть это и был «режим нерабочих дней», но по факту работали почти все – но удаленно. Учеба тоже продолжалась. Власти, как могли, пытались убедить сибиряков сидеть дома и показывали, что там можно заниматься, чем угодно. Но индекс самоизоляции, разработанный Яндексом, с каждым днем был все ниже и ниже.

Одновременно с этим пошли вбросы о том, что по домам якобы ходят люди в химических костюмах и отравляют людей/воруют деньги/заражают коронавирусом (нужное подчеркнуть) – фейки были разные.

мпрр.jpg

В апреле регионы начали закрывать свои границы. Так, с 10 апреля был ограничен въезд и выезд из Красноярска (на самом деле, вооружившись объяснительной, вполне можно было уехать куда угодно). Хакасия тоже якобы закрыла границы, но по факту блок-посты никто (или почти никто) не видел. С 23 апреля на границе с Республикой Алтай начали проверять все приезжающие из других регионов машины. В Кузбассе блок-посты ставили несколько раз – и даже нашлись люди, видевшие их.

К маю Красноярский край превратился в «зачумленную» зону – именно в этом регионе было больше всего больных. Так что жителей субъекта видеть нигде были не рады и отправляли на карантин.

В регионах начали закрыть больницы и перекраивать их в инфекционные госпитали. Например, в Красноярском крае был закрыт уникальный кардиоцентр, операции на сердце оставили только для детей. Взрослым предлагали лечь в БСМП, 20-ю больницу. Еще одно отделение для ковидных пациентов было открыто на базе Госпиталя ветеранов. Это сопровождалось трагедией – из окна выпала и.о. главврача. Позднее они погибла. Ходили слухи, что случилось это после разговора с министром здравоохранения региона Борисом Немиком – эту информацию в минздраве не подтвердили. А в Республике Алтай больных коронавирусом начали лечить в детском хирургическом отделении республиканской больницы.

Работа врачей в незнакомой им «красной» зоне сопровождалась многочисленными скандалами. Не хватало масок, костюмов, перчаток. Различные волонтерские организации предлагали свою помощь, но медикам запрещали ее принимать. Жителям тоже пришлось несладко – масок и антисептиков не хватало, их приходилось «доставать», как в советское время, иногда за огромные деньги. Цена обычной одноразовой маски доходила до 300 рублей (раньше ее можно купить за 1,5 рубля).

Чтобы жители лишний раз не выходили из дома, им автоматически продлили паспорта, права, разрешили не поверять счетчики. СГК даже перенесла отключение горячей воды на более поздние даты, а отключение холодной сделала «точечным» - то есть на короткое время.

В следующем выпуске мы рассмотрим, как регионы выходили из карантина и что случилось летом.

Екатерина Леонардова

Фото: Наталья Ковальчук

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: