Красноярск: пробки 3
Цифровизация из фантастики превратилась в реальность

Цифровизация из фантастики превратилась в реальность

2019-03-30
Цифровизация общества

Если каких-то полвека назад за фразу: «Был в лесу, позвонил домой, чтобы кофеварка сварила мне кофе», можно было попасть к психиатру, то сейчас этим никого уже не удивишь. У каждого из нас дома есть компьютер, смартфон, который выступает в роли фотоаппарата, проигрывателя музыки и… много еще чего. Люди преклонного возраста, чтобы соответствовать действительности осваивают Интернет. Платить за телефон, коммунальные услуги можно, не выходя из дома. Как впрочем, и заказать загранпаспорт или позвонить за границу и видеть лицо собеседника. Практически у всех есть собственная страничка в социальной сети, а то и не одна. Роботы все чаще заменяют людей на опасном и вредном производстве.

Цифровые технологии развиваются так стремительно, что страшно даже подумать, что ждать человечеству в дальнейшем. Страшно интересно! В 2017 году цифровая революция вошла в решающую фазу — к интернету подключился каждый второй житель Земли. Именно об этом говорили на Красноярском экономическом форуме на площадке «Новая инфраструктура для цифровой трансформации экономики». В ходе дискуссии участники обсудили не только новые возможности, но и новые проблемы.

Цифровая культура и кибербезопасность

Как рассказал модератор площадки, глава управляющей компании венчурного фонда ГК «Росаторм» Евгений Кузнецов, новые технологии обнажили новые проблемы. Одна из них – информация и данные.

«Гугл» обладает данными, которые собирает от нас, навязывает их нам в качестве маркетинга, но при этом не отчисляет нам от своих доходов», - привел пример Евгений Кузнецов.

Информация из ряда сопровождающей продукцию сама стала товаром. На ней зарабатывают деньги и из-за нее идут реальные войны на государственном уровне. К примеру, США и Китай находятся в состоянии торговой войны, в том числе и из-за данных. Америка требует ввести налог из-за того, что жители и экономика Поднебесной интегрируют данные государству, в тот момент, как в США данные – это частный капитал. Из-за этого в Китае роботы работают лучше. Например, в сфере безопасности, считывают данные с лица, а затем быстрее и точнее распознают человека.

IMG_7031.JPG

Есть преимущества и в других сферах. Поэтому, считают в Америке, создаются условия для отсутствия конкуренции, и иностранным производителям цифровых технологий сложнее попасть на рынок Китая. Руководитель Аналитического центра при Правительстве России Владислав Онищенко, привел такие цифры, что на сегодняшний день государство обладает 50 процентами данных российского сообщества, но они не приведены к общему знаменателю. Поэтому часто бывают сбои при передаче персональных данных на конкретного человека. Потому что они одни у Пенсионного фонда и другие в ГИБДД или налоговой инспекции. Возникают прецеденты, когда человек заплатил штраф, а пеня продолжает набегать. При этом вторая половина данных вообще не учтена.
«Поэтому национальная система управления требует трансформации, причем в ближайшие годы. Бизнес сообщества не доверяют государственным данным. Эта проблема настолько острая, что стала национальной, отмеченной в указе президента России», - сообщил Онищенко.

Так же производители цифровых технологий уже сейчас задумываются не об аспектах программирования, а о последствиях, которые они вызовут.
Евгений Кузнецов привел такой пример:
«Все знают, что американские специалисты разрабатывают робота автопилота для автомобиля. Он отлично справляется со штатными ситуациями: держит скоростной режим, соблюдает правила дорожного движение, совершает обгон, как профессиональный водитель. Но разработчики столкнулись с такой проблемой, как нештатные ситуации. К примеру, пешеход перебегает дорогу на красный свет прямо перед носом автомобиля. Как поступить? Спасать себя или пешехода? И какого конкретно мужчину или женщину, ребенка или старушку? Решили проанализировать действия людей, оказавшись в такой ситуации. Выяснилось, что в Америке и Европе в приоритете будет ребенок, а в том же Китае – пожилые люди. Выходит, что робот, запрограммированный в США, не соответствует культурному воспитанию китайца и наоборот».
Еще одна проблема – кибербезопасность. Раз информация стала товаром, то ее пытаются купить и украсть. Промышленный шпионаж, кибератаки – это уже такая же реальность, как «несуны» на проходной завода во времена СССР. Значит, требуются ответные действия.

Цифровая экономика, как насущное настоящее

Не внедрять цифровые технологии на производстве – значит, не идти в ногу со временем и быть в числе бизнес-аутсайдеров, уверены в компании «Норникель». Об этом заявил директор Департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Дмитрий Григорьев.

IMG_7063.JPG
«Цифровизация производства и технологий должна стать частью корпоративной стратегии развития. В частности, так поступает «Норникель» - лидер горно-металлургической отрасли России, крупнейший в мире производитель никеля и палладия. В интервью изданию «Коммерсант» президент «Норникеля» Владимир Потанин фактически объявил о начале нового инвестиционного цикла, включающего приоритеты поддержания производства с переходом в программу роста до 2023-2024 годов, экологии и внедрение новых, в том числе цифровых подходов в производственные процессы. На этих «трех китах» будет строиться инвестиционная политика «Норникеля» на ближайшие пять лет», - рассказал Дмитрий Григорьев.
Более того, цифровой бизнес – это «зеленый» бизнес. В качестве примера представитель «Норникеля» привел простой факт, что на производство трех упаковок офисной бумаги уходит одно дерево, поэтому отказ от бумажного носителя спасут целые леса.
Цифровизация производства несет и социальную составляющую. Не так давно «Норникель» протянул 900 километров оптоволокна, и сегодня в Норильске скорость Интернета не уступает Москве. И напоследок, сказал Григорьев, цифровое производство – это безопасное производство лишенное «нудного» труда. Сейчас «Норникель» реализует 6 проектов, среди которых машинное зрение при осмотре ковшов, допреальность и экзоскелеты для рабочих рудников.

Цифровизация, как конкурентоспособность

Красноярский экономический форум-2019 заявлен, как российский саммит конкурентоспособности. Участники дискуссии пришли к единому выводу, что цифровое производство и кибербезопасность – важнейшие ее составляющие. Компании, вводящие цифровые технологии заметно выигрывают в глазах российских и мировых партнеров.

«Конкурентоспособность сегодня – это умение меняться, соответствовать современным развивающимся технологиям и умение защитить свою информацию», - подчеркнул Денис Касимов, генеральный директор компании Clover Group.
Сегодня у России появился уникальный шанс реализовать свой потенциал и занять достойное место среди лидеров цифровой революции – экономический эффект от цифровизации экономики России может увеличить ВВП Страны. Так, объем цифровой экономики России к 2025 году может возрасти до 9,6 триллиона рублей (в ценах 2015 года) с 3,2 триллиона рублей в 2015 году, доля цифровой экономики в ВВП России таким образом увеличится с 3,9% до 8-10%, отмечается в отчете McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность».

И это верно, бизнес не может оставаться на «старых рельсах», само время заставляет ему соответствовать, а порой и опережать его.

Андрей Иванов
Фото: Юрий Казак

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: