Мы все со школы помним: ошибка в исходных данных «похоронит» любые расчёты и приведёт к неверному результату. Так и улучшение экологической ситуации возможно только при условии правильной оценки самой ситуации. Об этом говорили эксперты Красноярского экономического форума в дискуссии «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды».
На площадке КЭФ-2021, соорганизатором которой стал «Норникель», сошлись представители государственной власти, бизнеса, науки и общественности. Для начала представители госвласти и уполномоченных структур рассказали, как идёт исполнение поручения президента России о создании комплексной системы экологического мониторинга. Система станет частью национального проекта «Экология».
Как заявил модератор дискуссии
первый заместитель председателя Общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин, именно сейчас в стране начинается большая экспертная дискуссия, посвящённая формированию паспорта федерального проекта «Комплексная система мониторинга окружающей среды». Красноярский экономический форум, по сути, стал первой площадкой дискуссии такого рода в России.
О том, что уже сделано, доложил
представитель публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК РЭО) Олег Борзых. Именно эта компания уполномочена правительством РФ подготовить предложения по формированию комплексной системы мониторинга. Увы, практически всё выступление Олега Анатольевича свелось к констатации проблем, вызванных тем, что комплексной системы экомониторинга в стране до сих пор нет, и описанию того, что эта система должна будет делать.
Более подробно о том, КАК на его взгляд должна будет работать система национального экологического мониторинга, сказал
депутат Государственной Думы, председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Он же напомнил участникам встречи, что ещё в 2011 году в России был принят Федеральный закон, который предусматривал создание государственного фонда данных экологического мониторинга, однако прошло 10 лет, а такой фонд до сих пор не создан. Несколько странным было слышать лишь констатацию неисполнения закона, принятого Госдумой, от депутата Госдумы…
Впрочем, была у Владимира Владимировича и более оптимистическая информация:
«В марте 2021 года принят Федеральный закон об экологической информации, в котором введена обязанность для органов федеральной и региональной власти и местного самоуправления размещать имеющуюся у них экологическую информацию для граждан в сети Интернет. Вопрос тоже был непростым. Это было поручение президента по итогам заседания Госсовета аж 2016 года, которое долгое время попросту не исполнялось (!!!). Кстати, теперь, согласно принятому закону, экологическая информация не может защищаться законом о коммерческой тайне, теперь нельзя просто так отмахнуться от экологов, экспертов и граждан».
Вице-президент «Норникеля» по федеральным и региональным программам Андрей Грачёв привёл данные опросов общественного мнения, согласно которым 61% россиян испытывают в той или иной степени сложности в получении информации по проблемам экологии. Фактически 91% опрошенных заявили, что живут в местах, где воздух в той или иной степени имеет неприятный запах. Андрей Михайлович подчеркнул, что «Норникель» делает много для того, чтобы не только не ухудшить, но и улучшить экологическую ситуацию в зонах своей ответственности. Свидетельство тому в Красноярском крае – недавнее закрытие вредного никелевого завода в Норильске, Серная программа и другие мероприятия. Общая сумма затрат компании на программы, так или иначе затрагивающие экологию, - свыше 400 млрд рублей.
«У нас в каждом ларьке стоит кассовый аппарат, который завязан в единую сеть фискальных органов, а единую систему экологического онлайн-мониторинга в стране до сих пор организовать не можем, - в развитие дискуссии привёл пример отечественных парадоксов
вице-президент «Норникеля» по экологии и промышленной безопасности Станислав Селезнёв.
– На самом деле предприятия готовы и хотят установить системы онлайн-мониторинга по воздуху, по воде – по всем загрязняющим веществам. Но сегодня мы не можем этого сделать! Да, есть закон, есть озвученное желание власти, но нет механизма: что ставить, как мерить».
Таким образом, государство продекларировав заботу об экологии, заявило не конкретизированные требования к бизнесу. Например, компании, которые получают комплексные экологические разрешения, должны после получения такого разрешения в течение 4 лет организовать экомониторинг. Однако технических решений для его организации в мире достаточно много, и гарантий того, что через некоторое время госорганы какие-то системы объявят «легитимными», а какие-то нет, как показывает российская практика, нет.
«Поэтому, пока «правила игры» не прописаны в регламентирующих документах, предприятия в основном продолжают мониторинг воздуха и воды очень древними способами, - констатировал Станислав Селезнёв.
– В результате после выездов, замеров и обработки данных, мы узнаём, какой же воздух был два дня назад… Но ведь погода позавчера нас не интересует? Нам надо знать погоду сейчас и в ближайшие несколько дней. Поэтому мы ждём от государства понятных, чётко описанных механизмов, чем мы должны мерить, что и как мы должны мерить и куда это всё передавать. Представитель ППК РЭО сказал, что сейчас выбирают место для пилотного проекта комплексной системы мониторинга? У нас конкретное предложение – «Норникель» может выступить такой площадкой, т.е. предприятием, на котором совместно с государственными и общественными организациями мы готовы организовать такую пилотную систему мониторинга».
Надо сказать, что с инициативой стать пилотной площадкой для комплексного экологического мониторинга выступили на КЭФ-2021 и представители компании РУСАЛ. Однако
председатель общероссийской общественной организации «Зелёный патруль», заместитель председателя Общественного совета при
Росприроднадзоре Андрей Нагибин считает, что Норильск в качестве пилотной площадки подходит лучше:
«Я бы очень хотел поддержать идею «Норникеля» по созданию пилота общей системы мониторинга именно в Норильске, потому что там все ПДК, какие бы ни были – их не нужно «делить» между предприятиями, там всё – «Норильский никель». Поэтому это идеальная модель, на которой можно всё обкатать, а потом уже выходить на Красноярск или куда-то ещё. Потому что здесь же все «бодаются», у кого какие ПДК…»
Последним выступавшим из участников дебатов стал
сопредседатель — статс-секретарь Экологической палаты России, советник директора ФГБУ «Государственный океанографический института имени Н.Н. Зубова» Росгидромета, член ученого Совета ВНИИ «Экология» Минприроды России Вадим Петров. Он же и подвёл своеобразный итог обсуждения, какой быть «Комплексной системе мониторинга качества окружающей среды» в России:
«Вопрос формирования комплексной системы – это вопрос подходов, вопрос понимания целеполагания. Комплексная система должна основываться на триединстве поставщиков и получателей экологической информации: государство, бизнес и общество. Бизнес сегодня уже очень много делает в этой сфере. Государственная сеть требует цифровой трансформации для обработки большого количества данных. Ну, а общественность действительно должна иметь право на экологическую информацию. Но этой триединство может быть реализовано только на единой платформе».