В Красноярске состоялось заседание экспертного совета Союза товаропроизводит
На круглом столе, темой которого стали «Перспективы теплоснабжения Красноярска в новых условиях. Практические аспекты деятельности после утверждения схемы теплоснабжения», собрались представители власти, бизнеса, общественных организаций, чтобы еще раз обсудить важнейший для города документ — новую схему теплоснабжения, которая, согласно федеральному законодательству
Собственно, заседание экспертного совета, состоявшееся 23 апреля, как раз и стало попыткой разобраться с ситуацией, оценить ее максимально объективно, дать высказаться оппонентам и все же дать им еще одну возможность найти общий язык.
О ключевых аспектах документа и о том эффекте, который должно дать его внедрение, собравшимся рассказал Александр Григорьев, главный инженер проекта «Схема теплоснабжения Красноярска до 2033 г.», представитель Всероссийского теплотехническог
Как сообщил Александр Григорьев, согласно федеральному законодательству города с населением более 500 тысяч человек в обязательном порядке должны иметь схему теплоснабжения, утвержденную Минэнерго РФ. На данный момент только у двух городов, подпадающих под это положение закона, такого документа нет: у Красноярска и Тюмени.
«Между тем без этого документа город не может существовать сразу по нескольким причинам, — говорит Григорьев. — Во-первых, в схеме предусмотрены меры по повышению надежности теплообеспечения Красноярска, в том числе с учетом новейших градостроительны
х планов: в ближайшие годы в городе и его окрестностях будет построено около 16 млн кв. м жилья – понятно, что они должны надежно отапливаться. Далее, документ ведет к унификации тарифов на тепло и подключение к сетям для всех потребителей города. При этом схема нужна и бизнесу: теплоснабжающие компании не имеют права утверждать свои инвестиционные программы, пока не согласован этот документ».
Александр Григорьев добавляет: перед разработчиками схемы не стояла задача учитывать экологические аспекты при формировании документа — для этого есть другие организации. Но исходя из того, что для Красноярска проблема экологии чрезвычайно актуальна, специалисты ВТИ проработали и этот вопрос: с внедрением схемы, даже при условии, что энергетики не будут проводить специальные природоохранные мероприятия, выбросы хоть и повысятся, но останутся в пределах нормы. Однако с учетом того, что на предприятиях СГК — основного поставщика тепла в Красноярске (75 % территории нашего города отапливается источниками компании) — такие мероприятия активно проводятся, выбросы в итоге существенно снизятся. Улучшить экологическую обстановку в городе призвано и закрытие половины малых котельных — основных загрязнителей атмосферного воздуха в Красноярске.
Нужно сказать, что как раз вокруг закрытия ряда котельных (а в их число входят и крупные) и разворачиваются в последнее время самые бурные дискуссии.
Впрочем, «дискуссии» — мягко сказано. Андрей Джиоев, председатель совета директоров ООО «Региональная тепловая компания» (РТК), фактически прямым текстом обвинил СГК в попытке через внедрение схемы монополизировать рынок, устранив конкурентов. Ну а дальше, по словам Джиоева, возможно вообще все что угодно: и неконтролируемые выбросы в атмосферу, и растущие золоотвалы в центре города, и нехватка мощностей для теплообеспечения Красноярска, и рост тарифов на тепло.
«Реализация схемы предполагает инвестиции в размере 53 млрд рублей. Откуда возьмутся эти средства? Только из повышения тарифов, — заметил Джиоев. — В прошлом году из городского бюджета на их субсидирование уже пошло порядка 800 млн рублей — за эти деньги можно было бы выполнить программу по обеспечение красноярских семей детскими садами. Что же будет дальше, когда тарифы еще поднимутся?»
Правда, тут же выяснилось, что данные, которыми оперирует директор РТК, не вполне достоверны. Так, 53 млрд — это сумма, предусмотренная до 2033 года для модернизации сетей и мощностей всех компаний, включенных в схему. Предполагается, что к этому времени в Красноярске не останется сетей и оборудования старше 25 лет, отметил Александр Григорьев. Что же касается тарифов и субсидий...
«...то здесь СГК абсолютно прозрачна, — говорит Игорь Максимов, директор дивизиона «Тепло» Сибирской генерирующей компании. — Тарифы наши регулируются государством, и выше определенного уровня мы просто не имеем права их поднять. Что же касается субсидий, то в прошлом году СГК не взяла из бюджета ни копейки — напротив, направила 150 млн собственных средств на ряд программ. Кстати, если сравнивать тарифы, то у ТЭЦ-1 гигакалория стоит 514 рублей, а в РТК — 826. Так на компенсацию чьих тарифов пошли субсидии?»
Игорь Максимов добавляет: кроме того, вопрос закрытия котельных, тем более таких крупных, как РТК или КраМЗЭнерго, вопрос не одного дня и вообще скорее гипотетический. Чтобы сделать подобный шаг, необходимо все просчитать, проанализировать и учесть, помимо прочего, и тот факт, что эти котельные снабжают не только жилые районы, но и предприятия. Так что до 2026–2028 года они закрыты с большой вероятностью не будут. Так что ни о каком «устранении конкурентов» речи нет. Точно так же статус ЕТО (единой теплоснабжающей организации), который готовится получить СГК, означает не монополизацию рынка, а создание таких условий, при которых все его игроки действуют по единым правилам (в частности, не завышают тарифы), что в итоге идет на пользу потребителям.
«О конкуренции в данном случае я бы вообще не говорил, — замечает Александр Шлегель, директор Красноярского филиала СГК. — Совокупная мощность наших предприятий в городе — 8,5 тыс. Гкал, у РТК — 329 Гкал. С тарифами уже выяснили — у РТК они почти вдвое выше. Если же оценивать выбросы в атмосферу в перерасчете на одну Гкал, то, например, на ТЭЦ-2 этот показатель — 4,5 кг, а на РТК — 11 кг. И это при том, что у нас проводятся мероприятия по модернизации природоохранных технологий, а значит, выбросы будут еще снижаться. Так какой же РТК нам конкурент? Никакой — ни по одному аспекту: ни по тарифам, ни по экологии, ни по мощностям. Кстати, когда меня спросили, нужно ли оставить или закрыть котельные КраМЗЭнерго, РТК, Красфармы, я прямо сказал: решать такие вопросы — не моя прерогатива. Заказчик схемы — город, разработчик — ВТИ, а утверждаться она будет в Минэнерго России. Мы, в свою очередь, готовы добросовестно работать в рамках согласованного документа».
Обсуждение схемы на экспертном совете длилось несколько часов. И хотя официально сроки приема предложений по документу закончились еще 15 апреля, все сказанное на заседании авторы проекта пообещали учесть.
Вообще, как отметил Александр Григорьев, в процессе обсуждения документа горожанами разработчики получили более 280 замечаний и предложений, все они будут проанализированы
Мария Медведева
Подпишитесь: