Первый конкурс мёда Красноярья организован с прицелом на международный конгресс Apimondia-2021.
Инициатором первого конкурса «Лучший мёд Красноярья», который прошёл на базе Центра стандартизации и метрологии, стала Ассоциация «Пчеловоды Красноярья». По словам её председателя и международного эксперта продукции пчеловодства Ирины Бондарь, идея краевого конкурса мёда зрела давно, но сейчас он просто необходим. Дело в том, что в 2021 году в Уфе будет проходить 47-й международный Apimondia Congress. (Apis в переводе с латыни – пчела, Mondiale – международный) Последний раз этот всемирный медовый конгресс был в нашей стране в далёких 80-х годах. В текущем году он прошёл в Монреале (Канада), а через два года состоится в столице Башкирии.
«Кроме обсуждения общих проблем пчеловодов и тенденций отрасли там будут определять и лучший мёд. Например, когда в 2017 году на конгрессе в Турции в номинации «Монофлёрный мёд» победил элитный кемеровский мёд «Дягилевый», его продажи и цена моментально взлетели! – рассказала Ирина Бондарь. – Сейчас близкий к нам Алтай и Башкирия готовятся к международному конкурсу и всерьёз претендуют на успех. Мы должны через два года выйти на мировой конгресс со своим уникальным мёдом!»
Состоявшийся в «Красноярском центре стандартизации и метрологии» медовый конкурс – это первый шаг наших пчеловодов к поставленной цели. Вместе со специалистами «Красноярского ЦСМ» они хотят найти наиболее качественные и уникальные по вкусу образцы – этакий эксклюзивный медовый вкус «Енисейской Сибири». Сама Ирина Владимировна мечтает найти в крае мёд с повышенным содержанием природного цинка. (Данный элемент участвует в регулировании обмена углеводов, белков, жиров, деятельности половых желез, повышает иммунитет, способствует заживлению ран.) Зачем? За тем же, зачем пчеловоды Новой Зеландии выявили и доказали уникальные свойства своего мёда манука.
Этот мёд получают из нектара новозеландского чайного дерева (Leptospermum scoparium), известного сильными антимикробными свойствами. Эту особенность в 1980-х годах обнаружил новозеландский биохимик профессор Питер Молан (Peter Molan) – кстати, кавалер Ордена Британской империи за заслуги перед медовой промышленностью. Причина целебных свойств долгое время оставалась неизвестной, пока в 2008 году две лаборатории отдельно друг от друга не обнаружили в составе меда метилглиоксаль (MGO) — противомикробное вещество, которое содержится в растениях, клетках животных и некоторых пищевых продуктах. Были проведены тесты в отношении большого количества микробов, включая патогены, резистентные к антибиотикам. В результате выяснилось, что мед манука может убивать и рассеивать, в числе прочего, бактерии стрептококка и стафилококка. Итог всех этих исследований – мёд манука во всё мире «идёт на ура!» и продаётся в разы дороже любого другого.
«Учёные СО РАН в Новосибирске в результате лабораторных исследований выяснили, что по целебным свойствам сибирские меды ничуть не уступают мёду мануки. Впрочем, мы не собираемся опровергать уникальность мёда мануки, мы хотим доказать уникальность свою, - подчеркнула Ирина Бондарь. – Цель конкурса – привлечь внимание общественности к мёду, к продуктам пчеловодства, найти лучшие образцы мёда красноярских производителей, совместно с ЦСМ и научным сообществом найти и изучить особые свойства красноярских медов, чтобы продвигать их продажи за пределы Красноярского края и за рубеж».
К участию в первом красноярском медовом конкурсе организаторы пригласили всех желающих пчеловодов края. Однако откликнулись пока только 10 участников Ассоциации «Пчеловоды Красноярья», представившие 15 образцов в категории «Полифлёрный мёд» (разнотравье). Владимир Болдырев, пчеловод из Емельяновского района, считает, что многие держатели небольших пасек не хотят легализоваться и отдавать свой мёд на лабораторные исследования – боятся, что их обложат поборами, а лаборатория выдаст негативное заключение: «Лучше никакого результата, чем плохой».
«Не буду говорить, лучше у них мёд или хуже, чем на зарегистрированных пасеках – всё зависит от пчеловода, пояснил Владимир Сергеевич. – Мы, члены ассоциации «Пчеловоды Красноярья», - почти «промышленные» производители, стараемся качать мёда как можно больше. Мы на виду, к нам и требований больше. Ветеринарный контроль приезжает с обследованиями на пасеки, расположенные даже достаточно далеко в лесу. Я считаю, что будущее – за крупномасштабным производством мёда в хозяйствах, где пчеловодство – основной вид деятельности».
Спасение относительно небольших пасек, как и в любой отрасли, - в выпуске эксклюзивного продукта. На самом деле и в каждой стране, и в каждом регионе есть свои меды. Например, во всём мире востребован мёд с кипрея или Иван-чая, и у нас в Сибири его много. Плюс есть поле для экспериментов, поиска необычных вкусов.
«Перспективным направлением в пчеловодстве, особенно для малых хозяйств, является производство экологически чистого органического мёда» - подчеркнула глава Ассоциации Ирина Бондарь. – У нас в крае для производства органических продуктов есть всё необходимое: много дикорастущих трав, в которые не попадает сельскохозяйственная химия, плюс своя уникальная енисейская пчела, которую сохранили в удалённых селениях в классических деревянных ульях староверы. Надо ещё решить проблему лечения пчёл без применения антибиотиков. И тогда после документального подтверждения «органичности» мёда покупатели станут брать его по цене минимум в полтора раза выше мёда обычного!»
Но вернёмся собственно к сладкому конкурсу. Формат его организации и проведения заметно отличался от типичных контрольных мероприятий. Для мониторинга качества продукта специалисты Красноярского ЦСМ обычно сами закупают образцы в обычных торговых сетях. По условиям же конкурса сами пчеловоды представляли свою продукцию. ЦСМ не проводил исследования всех образцов, поскольку участники конкурса представили образцы мёда уже с заключениями лабораторных испытаний. Жюри ограничилось оценкой органолептических свойств продукции.
«Это внешний вид, цвет, аромат, консистенция и, конечно, самое главное – вкус. В принципе – всё то, что оценивает при выборе обычный покупатель, просто наши специалисты и дегустаторы чувствуют всё это тоньше и понимают причины тех или иных особенностей мёда, – разъяснила заместитель председателя конкурсной комиссии, ведущий специалист по стандартизации «Красноярского ЦСМ» Надежда Воронкина. – Очень важно, что в составе жюри были реально работающие пчеловоды. Это люди, которые знают все тонкости производства мёда, лично работают с пчёлами. Мы сегодня узнали от них много того, о чём не подозревали даже дегустаторы, эксперты и учёные. Я считаю, что в конкурсных комиссиях в любой сфере деятельности обязательно должны быть профессионалы отрасли».
Надо сказать, что производство мёда – это тот случай, когда раз на раз, год на год не приходится. К примеру, у одного и того же пчеловода мёд, приобретённый специалистами «Красноярского ЦСМ» на осенней ярмарке 2018 года в ходе контрольной закупки, оказался лучшим среди всех образцов, а в нынешнем конкурсе скатился в самый низ таблицы.
По результатам дегустации, которую проводила конкурсная комиссия в составе пчеловодов, специалистов ЦСМ, учёных, представителей краевого минсельхоза и «Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты», первое место с одинаковым количеством баллов разделили луговой мёд ЛПХ Андрея Старчевского (Боготольский район) и разнотравье ЛПХ Андрея Воднева (Емельяновский район). На втором месте – луговой мёд пасеки Федотовых (Большеулуйский район). Третье место поделили таёжный мёд ЛПХ Андрея Старчевского и мёд-разнотравье КФХ Ирины Вайспекер (Сухобузимский район).
«Я считаю, что первый конкурс мёда в Красноярском крае удался, - подвела итог заместитель председателя комиссии Надежда Воронкина. – В то же время уверена (и более чем 40-летний опыт контроля качества это подтверждает), что самостоятельная закупка образцов для оценки даёт более объективную картину, чем образцы, представленные самими производителями. Тем не менее, нужны и такие конкурсы, и мониторинг. Оба эти инструмента помогают отсеивать некачественный мёд и наоборот продвигать лучший качественный продукт».