Итоги завершившегося 12-го Красноярского экономического форума — в обзоре 1-LINE.
Завершил работу Красноярский экономический форум «Россия и страны АТР. От политики интеграции к проектам развития». Сразу после окончания КЭФ-2015 стали известны некоторые его итоги. В ходе форума, собравшего более 6 тысяч участников из 35 стран и 5 регионов России, было заключено 36 договоров на сумму более 213 млрд рублей. Преимущественно подписанные соглашения были связаны с развитием промышленности, телекоммуникационной инфраструктуры, подготовкой высококвалифицированных кадров, развитием социальной инфраструктуры российских регионов.
В обзоре 1-LINE мы подробнее остановимся на ключевых моментах работы нынешнего КЭФ.
РОССИЯ — АЗИЯ: РАСШИРЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ
Пленарное заседание, открывшее КЭФ, носило то же название, что и форум в целом: «Россия и страны АТР: от политики интеграции к проектам развития». Главное, что отмечали докладчики, выступавшие на пленарке, — расширение российских рынков в «восточном направлении» означает не радикальные изменения во внешней политике, а новые перспективы.
«Надо понимать, что сейчас главным драйвером роста российской экономики являются рынки АТР. Это требует проработки новых подходов к сотрудничеству наших государств. Но при всем том было бы неправильно говорить о неком «развороте» внешней политики или же экономических интересов России исключительно в сторону Азии. Речь идет о новых перспективах, о расширении рынков, а не о радикальной смене приоритетов. Мы открыты для сотрудничества и с западными странами, и сворачивать его не намерены», — подчеркнул, в частности, Аркадий Дворкович, заместитель председателя российского правительства.
Это же отметил и Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития РФ:
«Никакого разворота нет — есть прагматичное продвижение российских интересов в странах АТР. Сейчас доля стран Азии в мировой экономике — 27 %, Европы — 21 %. При этом в азиатских странах доля российского импорта не превышает 2 %, примерно на этом же уровне (1–2 %) находится и наше присутствие на азиатских рынках и в других сферах. То есть у нас явно есть потенциал для роста и развития в этом регионе. Мы не должны упускать те возможности для развития нашей экономики, которые дает партнерство со странами АТР».
При этом России (да и другим странам) есть чему поучиться у азиатских государств. По словам Джо Стадвелла, автора исследований по экономике АТР, государства, показавшие наиболее впечатляющий экономический прогресс, следовали трем главным принципам: развитие АПК, и прежде всего небольших фермерских хозяйств, создание мощной транспортной инфраструктуры на территории всей страны и высокая занятость населения в промышленном производстве.
Забегая вперед, отметим, что и у нас, как продемонстрировала работа ряда площадок КЭФ, «подвижки» в этих направлениях уже есть. Пока же отметим, что развитие сотрудничества со странами АТР «автоматически» дает стимул к развитию ряда отраслей российской экономики: строительство высокоскоростного железнодорожного коридора от Москвы до Пекина, увеличение экспорта электроэнергии, нефти и газа в восточные страны волей-неволей заставят создавать соответствующую инфраструктуру в российских (прежде всего восточных) регионах, внедрять новые технологии, открывать рабочие места и т. д.
Об этом на пленарном заседании сказал и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский:
«Для сибирских регионов прорыв на восток — обязательное условие развития. По сути, у нас нет альтернативы инвестиционного развития. Поэтому мы ждем от российского правительства серьезных решений в этом плане. И еще одно. Всем нам надо учиться — экономике, цивилизованным международным отношениям. У нас пока опыт небольшой в этой сфере — надо его приобретать».
Есть и еще один важный момент. Аркадий Дворкович упомянул о более высокой (по сравнению с европейскими) активностью восточных инвесторов.
«Каких-либо ограничений или предпочтений в плане сотрудничества с инвесторами, представляющими те или иные государства, у нас нет: мы заинтересованы в любых инвестициях. Но если китайские инвесторы работают быстрее и активнее, чем все другие, то и мы быстрее находим с ними общий язык. Если какие-либо другие инвесторы будут проявлять подобную же активность — будем работать и с ними», — сказал он.
Это целиком и полностью подтвердил своего рода рекорд, установленный на КЭФ компанией из Сингапура BAOLI BITUMINA Singapore. В рамках форума ее представители подписали меморандум о намерении вложить более 2,7 млрд долларов в проекты на Дальнем Востоке и в Сибири.
Но вернемся к словам красноярского губернатора о необходимости приобретения опыта в плане цивилизованных международных отношений.
Одна из журналисток, работавших на КЭФ, рассказывает о таком эпизоде. Идет очередной круглый стол, посвященный развитию отношений с азиатскими странами. Аудитория преимущественно русскоязычная, однако в зале заседаний работает переводчик-синхронист: в соседнем помещении за мероприятием в режиме онлайн наблюдает делегат из Китая (очевидно, тоже не просто так приехавший на форум). Кто-то из участников круглого стола возмущается: «Что же нам, из-за одного китайца все это слушать?». Переводить перестают.
Действительно, цивилизованным отношениям нам еще учиться и учиться....
РЕГИОНЫ: БОЛЬШЕ ПОЛНОМОЧИЙ
Сибирские регионы как раз и станут теми территориями, за счет которых будет налажена связь со странами АТР. Транспортное сообщение запада России с Азией, экспорт электроэнергии, газа, нефти, леса, другой продукции — это все «на нас».
Проекты, которые планируется в ближайшие годы реализовать в Сибири (как в связи с развитием сотрудничества с государствами Азии, так и вне ее), также находились в центре обсуждения на 12-м КЭФ.
В их числе развитие транспортной инфраструктуры (включая строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали в восточном направлении), создание и развитие инновационных производств, образования и науки, строительство в Красноярске самого современного центра протонной терапии, который будет принимать пациентов всех регионов Зауралья, инвестпроекты в сферах лесопереработки, АПК, нефтехимии и т. д.
В то же время докладчики КЭФ высказывались и о том, что у Сибири достаточно высок и собственный потенциал для развития ряда отраслей экономики, для того чтобы работать «без оглядки» на зарубежных инвесторов.
«Возможности в сфере импортозамещения сибирских регионов чрезвычайно высоки. И у нас есть все, чтобы использовать и наращивать этот потенциал. Определенные заделы в этом плане у нас уже есть. В частности, в сельском хозяйстве мы практически полностью перешли на собственное производство кормов, воспроизводство поголовья скота, зерновых. Но речь идет не только о том, чтобы наращивать объемы производства в уже освоенных областях — необходимо работать с новыми, причем таким образом, чтобы наша продукция по качеству не уступала импортной. Речь идет не о простой замене одного продукта на другой, а о создании конкурентоспособной в международном масштабе продукции. Да, импортозамещение требует приложения сил, энергии, ума, финансов. Но без импортозамещения нам сегодня будет трудно», — отметил, в частности, Николай Рогожкин, полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе.
Но чтобы воплотить подобные планы, регионам нужны более широкие полномочия, которых в настоящее время у них, увы, нет, уверен губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.
«Красноярский край отличается от других российских регионов тем, что у нас работают экспортно ориентированные компании, а потому жестких последствий кризиса мы, скорее всего, не ощутим. Красноярский край покажет рост валового регионального продукта, у нас не будет безработицы. Но не будет и инвестиций, и роста доходов населения. Крупнейшие краевые компании-налогоплательщики будут исправно перечислять необходимые платежи, но роста налога на прибыль также не будет. Я беседовал с их руководителями. Их позиция — при стоимости денег в 25 % это невозможно. Не растет и не будет у нас и покупательская способность. И в скором времени регион почувствует последствия кризиса несколько острее, чем сейчас», — сказал губернатор.
По словам Толоконского, причина не в сложной экономической ситуации как таковой, а в том, что ключевые механизмы в нашей стране — управленческие, экономические, политические — действуют по принципу «день простоять — ночь продержаться», а не настроены на развитие:
«У меня большой опыт работы в качестве руководителя городского и регионального уровня именно в Сибири. И могу сказать, что в 1990-е и в начале 2000-х годов у меня было не просто веры и оптимизма, главное — было больше возможностей принимать серьезные решения. Сейчас этого нет. Когда я был в 90-е мэром Новосибирска, мы могли себе позволить эмитировать на муниципальном уровне деньги, чтобы удержать бюджет. Сегодня я и менее серьезные вещи не могу позволить себе сделать — законодательство накладывает массу ограничений. И сейчас региональным руководителям все сложнее проявлять инициативу в чем бы то ни было. Да, основные расходы бюджета сейчас — социальные. Но что делать, когда при этом у бюджета огромные долги — в нашем случае до 60 миллиардов? Нам Минфин предлагает перекредитоваться под 25 % (вначале было 10 %, затем 15 %...) Это немыслимо. Конечно, о предоставлении кредита без процентов речь не идет, но все-таки нужны инструменты, позволяющие регионам понимать свои перспективы на достаточно долгий срок. Поэтому я — за децентрализацию экономики и за предоставление больших полномочий регионам во всех сферах».
КРАСНОЯРСК: ОТ РЕСУРСНОЙ СТОЛИЦЫ К УМНОМУ МЕГАПОЛИСУ
О том, что наш город должен проделать именно такой путь (пусть одномоментно это и невозможно), на мероприятиях КЭФ-2015 говорилось не раз.
Так, в докладе на мозговом штурме «Мегаполисы Востока России» мэр Красноярска Эдхам Акбулатов отметил:
«Отраслями, на которых традиционно базируется наша промышленная кооперация, являются металлургия, энергетика, деревообработка. Перспективными «точками роста» кооперационной экономики является нефтесервисный кластер. В условиях, когда в стране будут реализоваться программы импортозамещения, у ресурсных компаний обязательно появится дополнительный импульс для развития производств в Красноярске. Это будут достаточно современные, экологически чистые, наукоемкие производства, на которых будет выплачиваться достойная заработная плата. Налоги, которые будут возвращаться в бюджет, позволят продолжить нам развитие качественной городской среды. В то же время высокий уровень дохода станет одним из привлекательных особенностей для новых талантливых специалистов, желающих связать свою судьбу с Красноярском».
Однако, по современным меркам, «правильно устроенный» мегаполис — это не только место, где можно эффективно работать. Это город, в котором удобно жить.
С преобразованием Красноярска именно в этом направлении были, в частности, связаны договоренности, заключенные между администрацией города, японской компанией Nikken Sekkei — мировым лидером в сфере «умных» градостроительных решений, СФУ и «Монолитхолдингом».
Энергоэффективность, экологичность, безопасность, комфортные условия жизни и работы, рациональная транспортная схема, — таковы главные принципы устройства «умного города» — Smart Сity. Причем реализация каждого из перечисленных «пунктов» влечет за собой и воплощение другого, а в целом они способствуют созданию особой — комфортной и безопасной — среды для жизни горожан. Эти подходы уже частично внедряются в Красноярске в строящемся микрорайоне Преображенский на границе Взлетки и Северного (его возводит «Монолитхолдинг»). Сейчас встал вопрос о том, чтобы воплотить их в масштабах всего Красноярска.
За японской стороной — разработка проекта, за городскими властями — политические решения для его реализации, «Монолитхолдинг» «отвечает» собственно за строительство, ну а роль координационного, консультационного, научного центра возьмет на себя СФУ.
«Работа нам предстоит комплексная. Это и плотное взаимодействие с «Монолитхолдингом» по узкотехническим решениям, и информационное и консультационное обеспечение проекта, и подготовка собственных специалистов для работы по передовым принципам. По обмену на стажировках побывали наши молодые сотрудники, и этот процесс будет набирать силу. Но все-таки одно дело, когда нас консультируют зарубежные специалисты, и другое — когда мы начинаем создавать что-то свое, в том числе и собственные технологии. Кроме того, проект обязательно должен быть разработан под наши красноярские условия. В нем должно быть учтено то, как видят красноярцы свой город, каким, по их мнению, он должен быть. А «умный город», в свою очередь, и нас самих сделает умнее», — отметил Евгений Ваганов, ректор СФУ.
...Итак, форум завершен. Настало время для практического внедрения принятых на нем решений.
«Красноярский экономический форум в очередной раз подтвердил свою актуальность. Уверен, эти три насыщенных дня помогли представителям власти, различных отраслей экономики обновить свои взгляды на многие вопросы, — отметил губернатор края Виктор Толоконский. — Общение в рамках пленарных заседаний и круглых столов подарило нам новые связи и незаменимый опыт, который мы, безусловно, будем использовать при выполнении важнейших задач развития края и всей страны».
По словам Толоконского, уже в ближайшие дни в правительстве региона начнется выработка новых управленческих подходов в соответствии с предложениями, сформированными на форуме.
Мария Медведева
Подпишитесь: