В мониторинге качества жизни, который проводит Финансовым университет при Правительстве РФ, по итогам 1-го квартала 2024 года Красноярск не попал даже в первую полусотню, его отнесли к городам, где «требуются усилия по повышению качества жизни».
Проблема №1 - экология
Фото: Андрей Кузнецов/ 1-LiNE
Среди основных проблем, снижающих качество жизни в Красноярске, на первом месте по значимости – экология. Это общая беда всех сибирских столиц, в которых, как и в Красноярске «требуются усилия по повышению качества жизни».
О качестве жизни в городах Красноярского края и экологической ситуации в них говорил в своём ежегодном Послании и губернатор Михаил Котюков:
«Что касается воздуха – эта проблема одна из ключевых для крупных городов. Хотя вложения в экологическое оздоровление предприятий сегодня исчисляются уже миллиардами рублей. Все крупные промышленные предприятия Красноярска и Норильска в рамках федеральной программы «Чистый воздух» национального проекта «Экология» уже модернизируют свои производства. «Норникель» запустил Серную программу. РУСАЛ приступил к масштабной модернизации Красноярского алюминиевого завода. Продолжается оптимизация схемы теплоснабжения Красноярска, чтобы закрывать малые, низкоэффективные котельные и переводить отопление на экологически более эфективные системы. Идёт перевод частных домов на более экологичные виды топлива. Ещё три города – Ачинск, Минусинск, Лесосибирск – становятся участниками федерального проекта «Чистый воздух».
Фото: Александр Паниотов
Глава региона подчеркнул, что нужно вести диалог с владельцами индивидуальных домов, убеждать, объяснять, показывать, что в результате перехода на современные виды теплоснабжения и экология в месте их проживания будет лучше, и бюджет их домохозяйства не пострадает. В целом нужно идти широким фронтом, заменять неэкологично сжигаемый уголь на иные виды топлива.
Михаил Котюков отметил, что и для бизнеса надо готовить ряд решений, которые позволили бы также перейти на более экологичные виды топлива, модернизировать автономные источники теплоснабжения.
«Безусловно, впереди у нас стратегически важный проект газификации региона, но до прихода магистрального газа ещё очень много времени. Поэтому нам нельзя сидеть сложа руки и продолжать мириться с ситуацией, которая есть. Работать над улучшением состояния воздуха нужно сейчас. Этого ждут жители наших крупных городов», - сказал губернатор.
Давид вместо Голиафа?
Фото: Газпром
Возможно Михаил Котюков не случайно сказал, что прихода магистрального газа красноярцам ждать ещё долго. Проект газификации Красноярского края увязан со строительством газопровода «Сила Сибири – 2» в Китай, а оно сейчас под вопросом.
Недавний визит в КНР едва ли не всего руководства РФ и крупнейших госкомпаний, включая «Газпром», одним из главных предметов переговоров которого было
строительство «Силы Сибири – 2», именно эту задачу не решил. Китай не намерен инвестировать в строительство этого газопровода, более того – он заявил о готовности покупать газ из этого газопровода лишь не просто по цене много ниже мировой (как поставки по уже существующей «Силе Сибири – 1»), а фактически по ещё более низкой внутрироссийской цене.
По мнению экспертов Китай может диктовать условия ещё и потому, что он максимально диверсифицирует свой газовый импорт, и российский «Газпром» — далеко не главный поставщик, на него приходится лишь 10% такого импорта КНР. У Катара – доля в 15%, у Австралии – 20%, у Туркменистана – 23% газового импорта Китая.
Если же вспомнить, что предыдущий год «Газпром» едва ли не впервые в своей истории закончил не с привычным доходом (в 2022 году – 1,23 трлн рублей), а с рекордными убытками (629 млрд рублей), перспективы «Силы Сибири – 2» становятся ещё более туманными – без китайских финансовых вложений строительство газопровода «Газпрому» не вытянуть…
Возможно, именно эту ситуацию имел в виду губернатор Красноярского края, предлагая «не сидеть сложа руки» в ожидании, когда «в верхах» договорятся?
Фото: Газпром
Один из вариантов возможной газификации региона – «Давид» вместо «Голиафа» – вместо «большой трубы» «Силы Сибири 2» использовать газ относительно небольших местных месторождений и/или попутный газ нефтяных месторождений.
«1-LiNE» ранее рассказывал об этой инициативе. Однако, по информации правительства региона, этот вариант не рассматривается как альтернатива магистральному трубопроводу. Председатель Общественного совета при Минэкологии Красноярского края Павел Гудовский уверен – это предложение не стоит «с порога отметать»:
«Я считаю, что нужно изучать местные месторождения. Они не такие может быть мощные, но, если мы ориентируемся не на экспорт газа, а на внутреннее потребление, даже по тем данным, которые есть сейчас, газа нам хватит сполна для нашего региона и соседних лет на 150. А на 150 лет, наверное, можно и деньги вкладывать, и реализовывать перспективные планы. При этом через 150 лет вообще неизвестно, что будет. Может быть уже и газ не нужен будет».
Однако местные специалисты отрасли достаточно скептически относятся к возможности решить «газовую проблему» Красноярского края своими силами.
«Одно дело — нефть и попутные нефтяные газы. Другое — газовое месторождение, где большая составляющая – это метановая часть, - говорит заведующий кафедрой топливообеспечения и горюче-смазочных материалов СФУ Юрий Безбородов.
– В варианте проекта в рамках «Силы Сибири – 2» то, что относится к самой магистральной трубе, – это «Газпромовские» дела. А то, что на территории Красноярского края должны быть построены газораспределительные станции и местная сеть – это задача местной власти, но решать её надо не только за счёт местных бюджетов, но и за счёт федерального бюджета в том числе».
В случае же «местечковой газификации» с использованием месторождений в Красноярском крае вся (или почти вся) финансовая тяжесть реализации проекта ляжет на Красноярский край. Похоже деньги, а точнее – отсутствие необходимого их количества – это главное препятствие «локальной газификации». Технических же препятствий для производства тепла и электроэнергии с использованием попутного нефтяного газа нет. Об этом писал в 2018 году в своей научной публикации по данному вопросу ныне заместитель директора, «Газпром энергохолдинг Сербия» (Белград), заместитель начальника управления международных проектов, ООО «Газпром энергохолдинг», победитель конкурса «Лидеры России» 2024 года Тимур Киселёв:
«Поставки ПНГ (попутный нефтяной газ) на объекты крупной генерации существенно снижают себестоимость выработки электроэнергии на ТЭС (теплоэлектростанция), а нефтяным компаниям позволяет значительно повысить уровень полезного использования ПНГ. Так для самой крупной тепловой электростанции России по выработке электроэнергии и второй в мире по мощности – Сургутской ГРЭС-2 с установленной электрической мощностью 5.597 МВт и Сургутской ГРЭС-1 – 3.268 МВт основным топливом является ПНГ, поставляемый с приобских месторождений, а строительство газопровода попутного нефтяного газа для Яйвинской ГРЭС (установленная мощность 1 024,6 МВт) позволило генерирующей компании значительно сократить потребление угля на станции и удешевить производство энергии».
Фото: Сургутская ГРЭС-2
Что имеем в итоге? Поручение президента РФ обеспечить Красноярск магистральным газом к 2028 году к 400-летию основания города. И два проекта, реализация которых под вопросом – глобальный с «Газпромом» и локальный – без «Газпрома». На то, чтоб выполнить распоряжение Владимира Путина, осталось около 4-х лет…
Андрей Кузнецов