На Агропромышленном форуме Сибири в Красноярске обсудили новые пути и способы экспортных поставок продовольствия.
Из центра дальше всё – ты так и знай
Известную географическую проблему «Енисейской Сибири» обсудили участники круглого стола «Роль логистической инфраструктуры в реализации национального проекта «Экспорт продукции АПК» в Ангаро-Енисейском макрорегионе». Проблема эта та же, что и наша гордость – Центр России. Что на восток, что на запад везти продукцию Красноярского края очень далеко.
Впрочем, с возвращением интереса государства и бизнеса к строительству железной дороги «Кызыл – Курагино» есть основания полагать, что в скором времени дорога эта, по крайней мере до восточных потребителей, станет намного короче. Дело в том, что конечную точку этой трассы и ближайшую точку железной дороги в Монголии разделяют всего около 300 километров. Их объединение позволит превратить тупиковую железную дорогу «Кызыл – Курагино» в стратегически важное звено новой магистрали, которая свяжет Сибирь со странами Восточной и Центральной Азии.
Буквально на днях, подводя итог рабочей поездке в Монголию в конце октября, глава Тувы Шолбан Кара-оол сообщил, что президент МНР Халтмаагийн Баттулги заинтересован в ещё одном транспортном выходе на Россию как минимум не меньше, чем лидеры нашей страны.
«Руководство соседнего государства одержимо проектом строительства железных дорог на своей территории и сотрудничеством с Россией, с ее регионом – Тувой, - цитирует Шолбан Кара-оола официальный республиканский портал. – Готовность присоединиться к проекту Кызыл-Курагино была не просто налицо – в настоящее время существует даже несколько вариантов присоединиться к нашему проекту, и обсуждается строительство нескольких вариантов железнодорожных веток».
О перспективах экспорта в Азию продукции российского АПК и «Енисейской Сибири» в частности этим новым железнодорожным путём рассказал, участвовавший в круглом столе Агрофорума Сибири с помощью интернет-трансляции из Москвы депутат Государственной Думы РФ Виктор Зубарев
«Самый короткий путь из России в Юго-Восточную Азию, в Китай и Индию лежит через нашу «Енисейскую Сибирь». Он станет реальным, когда мы построим железную дорогу «Кызыл – Курагино» и объединим этот наш проект с монгольской железной дорогой. Думаю, что густонаселённые страны Юго-Восточной Азии «скушают» продовольствия из России не только на 45 млрд долларов в год, как предприсывает Указ Президента РФ к 2024 году, но и гораздо больше! – подчеркнул Виктор Владиславович. – Но мы к этому должны быть готовы. Я имею в виду отстроенные логистические схемы, склады. Надо понимать, где будет накапливаться продукция АПК, как она будет отправляться. Это и федеральная, и региональная задача – поучаствовать в её решении нужно всем».
Традиционные пути – нетрадиционные решения
Пока же продовольствие из региона «Енисейской Сибири» отправляют на экспорт существующими, хотя и не всегда традиционными путями. Например, представители «Кондитерского концерна Черногорский» (Хакасия) сообщили, что возят свою продукцию не по железным, а по автомобильным дорогам:
«Мы работаем с компаниями ближнего зарубежья (Казахстан, Монголия), отправляем продукты на восток страны, перевозки в основном осуществляем большегрузным автотранспортом. Нам было бы интересно доставлять продукцию железнодорожным транспортом (в частности в Казахстан), но с нынешними ж/д тарифами её цена значительно вырастет, и мы не сможем конкурировать на рынке».
Впрочем, при перевозках продовольствия автомобильным транспортом существуют свои вопросы, причём не только у конкретного производителя, но и у значительной части сельхозтоваропроизводителей страны.
«Цена на продукты АПК во многом зависит от транспортной составляющей. Сезонные ограничения нагрузок на автомобильных дорогах, увеличивают транспортные расходы и, соответственно, цену товара, - сформулировал проблему заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Александр Башков. – Вспомните, как в советские времена в период уборки урожая никаких ограничений в грузоподъёмности машин не вводили, никакие штрафы не применяли! Я ещё понимаю, когда за перегруз штрафуют, например, угольщиков, у которых работа круглогодичная. Но урожай с полей, когда день год кормит, продукты питания – я считаю, их должны пропускать по дорогам безо всяких ограничений!»
На железной дороге, кроме тарифов, которые для многих сельхозпредприятий региона слишком высоки, существует ещё одна проблема – нехватка вагонов-зерновозов, особенно – в период уборочной кампании и осенью. Парк такого специализированного подвижного состава серьёзно изношен, значительная его часть подлежит списанию, а обновление идёт медленно.
В этой связи очень актуальным за круглым столом стало обсуждение перспектив перевозки зерна (и других продуктов АПК) в контейнерах, инициированное «Новосибирским контейнерным терминалом».
«О контейнерных перевозках много говорится, особенно на протяжении последних 2-3 лет в связи с тем, что в пиковый сезон вывоза зерновых мы сталкиваемся с нехваткой вагонов-зерновозов, - согласился заместитель министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края Сергей Москаленко. – Мы инициировали крупное совещание на железной дороге, и к нашим проблемам прислушались. И параллельно мы обсудили вопрос контейнерных перевозок зерна с крупной красноярской транспортной компанией, которая планирует организацию для этих целей специального терминала и уже начала приобретать специализированное оборудование».
Заведующий кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета Валерий Лукиных подчеркнул, что европейские компании, заинтересованные в продукции АПК «Енисейской Сибири», готовы принимать её только в контейнерах.
Вариант контейнерной доставки зерна уже прорабатывали по заказу крупной компании из Китая специалисты Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты и выявили две главные проблемы.
«Мы не сможем использовать 40-футовые контейнеры, их по дорогам никто не пропустит. А с 20-футовыми контейнерами единственный вариант их использования получается нерентабельным. Это ведь надо пустой контейнер со станции привезти в хозяйство, загрузить его там и привезти обратно на станцию, - ознакомил участников круглого стола с расчётами председатель Совета Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Александр Катречко. – Возможен только вариант с созданием упаковочно-погрузочного зернового контейнерного комплекса прямо на станции. Он может быть очень выгодным, потому что и в Европе, и в Китае все работают именно с контейнерами».
На юг через север
И уж совсем экзотическим, но в то же время достаточно реальным с учётом экономических амбиций Китая выглядит вариант экспорта продовольствия «Енисейской Сибири» через Северный морской путь.
В прошлом году Китай официально объявил о намерении развивать в Арктике инициативу «Полярный Шёлковый путь», создавая морские торговые пути и укрепляя торговые отношения с разными странами региона. Уже в октябре этого года из балтийского порта Усть-Луга вокруг Скандинавского полуострова, по Севморпути на восток и далее в порты Китая ушло первое судно с грузом российских минеральных удобрений.
«Для «Енисейской Сибири» идея поставок продукции, в том числе продукции АПК, через Северный морской путь особенно важна, - сказал депутат Госдумы Виктор Зубарев.
– Государство продолжает финансировать строительство ледокольного флота для обеспечения круглогодичной навигации на Северном морском пути. Это тоже одна из логистических схем, которая в ближайшее время обретёт жизнь в России, в Красноярском крае, в «Енисейской Сибири».
Участники круглого стола образовали рабочую группу для формулирования предложений губернатору и депутатам Госдумы от Красноярского края по развитию экспорта продукции АПК региона.
Андрей Кузнецов