Красноярск: пробки 6
Вячеслав Юденко: «Выборы в горсовет Красноярска станут битвой юристов»

Вячеслав Юденко: «Выборы в горсовет Красноярска станут битвой юристов»

Боевые действия открыты на разных фронтах, в том числе и на юридическом. В марте депутата горсовета Владимира Владимирова попытались обвинить в демонстрации запрещенной символики. Защищал парламентария известный красноярский юрист Вячеслав ЮДЕНКО. Первый результат – суд дело закрыл. Но Вячеслав Анатольевич уверен, что главные юридические ристалища на предстоящих выборах еще впереди.

МИНЫ ДЛЯ КОНКУРЕНТОВ

- Владимирова точно «заказали» конкуренты? Может быть, это были просто поборники нравственности?

- Версии здесь могут быть разные. По моему мнению, политическая подоплёка этого дела очевидна – началась зачистка избирательного округа от сильных соперников. Кстати, хотел бы поправить тех, кто говорит, что моего доверителя обвиняли в экстремизме. Это не так. Демонстрация запрещенных изображений и экстремизм – это разные правонарушения. Обвиняли же Владимирова в том, что он разместил на своей странице в интернете кадр-коллаж из культового советского фильма «Семнадцать мгновений весны». Разве это экстремизм?

Дело сейчас закрыто, но не исключаю, что, когда начнется официальная кампания, эту тему против Владимира Владимировича попытаются использовать еще раз. За публичную демонстрацию нацистской символики, пусть это и случилось даже до официального старта кампании, кандидатам зачастую отказывают в регистрации. Поэтому выборы в горсовет наверняка станут битвой юристов. У многих кандидатов появится искушение избавиться от опасных конкурентов юридическими способами.

- Какими, например?

- Юридических мин немало. Снять кандидата можно и за недостоверные сведения в представленных на регистрацию документах. И за неосторожные обещания материальных благ, что трактуется как подкуп избирателей. За нарушение авторских прав и за многие другие упущения. Фатальные ошибки допускаются на всех этапах избирательной кампании, однако самые обидные «детские» промахи возникают на старте кампании, когда кандидаты зачастую самостоятельно, без привлечения юриста готовят и подают документы в избирательную комиссию.

ЧТОБЫ ПОЕЗД НЕ УШЁЛ…

- Когда необходимо привлекать юриста на избирательную кампанию?

- Оптимально – за два, крайний срок – за месяц до официального старта избирательной кампании. Для предстоящих выборов в горсовет – апрель-май. Не позже. Это время потребуется для сбора и работы с документами будущего кандидата. Я сталкивался с ситуациями, когда юрист приглашался на выборы уже после сдачи документов в избирком. Это сильно осложняло дальнейшую работу, поскольку самодеятельность неизбежно приводила к ошибкам, которые исправить в дальнейшем было невозможно. Надо четко понимать: выборы – строго регламентированная законом процедура. Здесь нет возможности исправить документ и сдать его повторно, «отыграть назад». Всё, поезд ушел, собирай вещи, отправляйся домой!

- Раскройте секреты кухни юриста, работающего на выборах. Какие основные этапы его работы в избирательной кампании?

- Я выделяю три основных этапа. На первом этапе идет подготовка документов и сдача их в избирком для регистрации кандидата. Второй этап – начало агитации за кандидата и против соперников, в том числе агитации в СМИ. Заканчивается этот этап за сутки до дня голосования. Третий этап – венец всей работы. Это день голосования. Подготовка к нему начинается примерно за месяц до дня «Х» и завершается получением итогового протокола о результатах голосования по избирательному округу и подведением итогов выборов. Есть еще и спецпроекты.

- В чем их суть?

- Это работа на снятие кандидатов-конкурентов, на создание препятствий в агитационной работе конкурентов, а также участие в судебных делах по снятию кандидата, если такие форс-мажорные ситуации возникают. Как правило, спецпроекты разрабатываются и реализуются на протяжении всей избирательной кампании, а стартуют они задолго до ее официального старта.

КИЛЛЕРЫ И САПЁРЫ

- Есть ли среди юристов, работающих на выборах, своя специализация?

- Безусловно. Универсалы встречаются редко. Есть среди юристов своего рода «киллеры». Этих специалистов нанимают для того, чтобы снять с выборов конкурентов. Есть «защитники», чья миссия – оберегать клиентов от всяческих проблем и неприятностей на юридическом фронте. В том числе и от юристов – «киллеров». Это как раз моя ниша – я, как сапёр, специализируюсь на обезвреживании юридических «мин». Передо мной в основном ставится задача довести кандидата или партию до финиша дистанции «в целости и сохранности». На больших кампаниях все работают в одной команде. Это как на войне – штурмовики должны лететь на задание под охраной истребителей.

- С ваших клиентов часто пытались «снять скальпы»?

- Неоднократно. В основном – отбивались. Подчеркну еще раз: для качественной работы юристу приходится собирать реальное досье своего подопечного. Если клиент утаит важные сведения, то могут возникнуть неприятные и, главное, неожиданные проблемы. Именно поэтому юридически кампанию нужно начинать за пару месяцев до официального старта избирательной кампании.

- Некоторые шутят, что на выборах можно опираться на любителей, но вы обязаны потратиться хотя бы на одного профессионала – хорошего юриста…

- В каждой шутке есть доля шутки. Но это утверждение во многом справедливое. Политические амбиции хороши, когда подкреплены юридическими кондициями. Сильно рискуют те кандидаты-одномандатники, которые полагаются на помощь только юристов из партийного штаба. Эти специалисты просто в силу большой загруженности могут проморгать критические нюансы. Полноценной кампании без персонального квалифицированного юриста не проведешь. Поэтому практически все действия предвыборного штаба визируются юристом.

- С чем связан такой крен в юридическую плоскость?

- За последнее десятилетие избирательное законодательство сильно изменилось в сторону ужесточения, причем оно меняется после каждого выборного цикла. Если не следить за изменениями и не знать тонкостей, то очень легко «пролететь». Именно поэтому высока цена ошибок и степень ответственности людей, осуществляющих юридическое сопровождение кампаний. И поэтому, кстати, гонорары юристов сопоставимы с зарплатами руководителей штабов и ведущих политтехнологов. Можно потратить огромные деньги на СМИ, агитаторов и другие предвыборные мероприятия, но при этом сойти с дистанции из-за вроде бы незначительной оплошности в документах.

УСС, ПИМАШКОВ И ДРУГИЕ

- Вячеслав Анатольевич, вы известный специалист по хозяйственному праву, участвовали во многих громких юридических спорах. Как получилось, что стали работать с политиками?

- Моей главной специализацией после того, как я сменил прокуратуру на частную юридическую практику, стала помощь предпринимателям. Но, естественно, смотрел и «по сторонам». Политикой интересовался активно и как гражданин, и как юрист. Избирательное законодательство в девяностые годы еще только складывалось, было много любопытного в профессиональном плане.

Но в 2001 году чисто теоретический интерес перерос в практическую плоскость – меня пригласили помогать Александру Уссу и Игорю Исакову на выборах в Заксобрание. Порекомендовал один из клиентов, которому я помог в суде уладить хозяйственный спор.

- Мир политики вас удивил?

- Это закрытый мир со своим уставом. Именно поэтому юристы-хозяйственники, как правило, не работают на выборах. Многие хотели бы попробовать, но как только понимают, чем им предстоит заниматься и какова цена промаха, сразу же ретируются.

Я же еще студентом четыре года занимался научной работой под руководством Александра Викторовича Усса. Правда, диплом писал под руководством другого преподавателя, поскольку Усс уехал на научную стажировку в Германию. Но в 2001 году он меня узнал и многому научил уже в новой ипостаси.

Та кампания была очень жесткой. Шла бескомпромиссная война между «Нашими» и губернатором Лебедем. Права на ошибку у нас не было. Уссу по округу противостояла Надежда Кольба – очень сильный конкурент. За день до голосования лидера «Наших» попытались снять с дистанции. Конкуренты обвинили Александра Викторовича в том, что он якобы без оплаты использовал служебную машину на выборах. По тревоге был поднят штаб. Чтобы отбить атаку, пришлось ночью будить финансового уполномоченного, поднимать все договоры и документы по оплате. Отстояли нашего кандидата и в итоге уверенно победили.

Участвовал на стороне Александра Усса и в губернаторских выборах 2002 года и даже вошел в число соавторов исторического Постановления ЦИК России от 4 октября 2002 года об итогах выборов Губернатора Красноярского края.

- Вас можно назвать старожилом избирательных кампаний. Какие выборы наиболее запомнились?

- С Петром Ивановичем Пимашковым и блоком «За Красноярск!» было легко работать. Его команда исповедовала системный подход, который и мне близок. Были и сложные клиенты. Например, известная в Красноярске бизнесвумен Эльвира Манакова. С ней было непросто, иногда и спорили, но в целом было интересно.

Очень насыщенной оказалась кампания Владимира Владимирова в 2013 году. Честно говоря, на старте я скептически относился к его шансам на победу. Но в середине кампании понял, что они все-таки есть. Даже уговорил штаб потратить деньги на социологический опрос. Фактически выступил в роли политтехнолога. Опрос показал, что мы совсем немного отстаем от фаворита – Татьяны Казановой – нынешнего председателя горсовета Красноярска. Появился стимул удвоить усилия. В результате мы обошли кандидата от «партии власти».

ОТ ЕНИСЕЯ ДО КОЛЫМЫ

- Насколько я знаю, вы принимали участие и в проведении исторического референдума по объединению Красноярского края с Таймыром и Эвенкией?

- На референдуме 2005 года я работал в группе известного юриста Константина Княгинина. Мы трудились над созданием законодательной платформы единого края. В частности, надо было убирать множество нестыковок в законодательстве северных округов и края. С этой задачей мы справились.

- С кем предпочитаете работать?

- Я работал и работаю со многими партиями и кандидатами. Как правило, сильные команды юристов на выборы традиционно собирает «Единая Россия», что вполне логично – у этой партии самый серьезный финансовый ресурс. Но с другой стороны, у оппозиции зачастую больше драйва, чем у «партии власти».

В 2015 году пригласили в Магадан. Там я работал со «Справедливой Россией» на выборах в областное Заксобрание. Наша команда дала настоящий бой конкурентам. На финальном отрезке кампании был зафиксирован подозрительно большой масштаб досрочного голосования – более 20 %! Мы смогли юридически поймать участковые избиркомы на массовых нарушениях и заставили региональную власть работать по закону. Скандал вышел на федеральный уровень – на несколько часов зависли даже результаты в системе «ГАС - выборы». Деталей раскрывать не буду, но именно в результате наших действий магаданские «справедливороссы» получили еще один дополнительный депутатский мандат в областной парламент!

- Рабочие отношения с политиками перерастали в дружбу?

- Это контрактная работа, которая крайне редко перерастает в какие-то близкие отношения. Да, иногда с людьми работаешь не только на выборах, а, например, и по юридическому сопровождению бизнеса. Но я стараюсь личное и деловое не смешивать.

Беседовал Александр Чернявский

ДОСЬЕ

Вячеслав Анатольевич Юденко родился в Красноярске. Диплом юриста получил в 1987 году. После окончания Красноярского госуниверситета и службы в армии, работал в органах прокуратуры СССР, был помощником прокурора города Норильска.

В девяностые годы одним из первых в Красноярске стал оказывать частную юридическую помощь владельцам бизнеса, предпринимателям и гражданам.

С 2001 года сопровождает по юридической линии избирательные кампании регионального и муниципального уровней. Считает главными принципами в этой работе профессионализм, порядочность и конфиденциальность. 

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: