А вы знаете, что вопреки широко распространённому мнению, моряки всего мира несчастливым днём считают не пятницу 13-е, а понедельник 13-е число? Но для нас, «сухопутных» граждан минувший понедельник можно считать наоборот счастливым. Потому что 13 февраля – день рождения мирового кино!
В этот день в 1895 году братья Люмьер запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения. Название ему дали незамысловатое – «кинематограф». В нынешнее время этим словом мы привыкли называть всё, что связано с фильмами, а раньше это была всего одна камера. О том, как сейчас обстоят дела в «фабрике грёз» корреспондент 1-LiNE поговорила с методистом красноярского «Дома кино» Дмитрием Заднепряновым.
Что поменялось в репертуаре кинотеатра за последние пару лет? Стало ли больше фильмов отечественного производства?
- Я бы не стал делать акцент именно на «Доме Кино», мы всё-таки реагируем на внешние факторы. А вообще, в последние годы чётко прослеживалась тенденция – больше отечественного кино идёт в прокат, совершенно разнопланового. И мы это стороной не обходим. Мы стараемся показывать не только общероссийские релизы, а что-то локальное, местное, например, феномен якутского кино нам сейчас очень интересен. Камерные российские картины, которые не попадают в большие российские сети кинотеатров – наша история. Это довольно маленький шаг, мы просто даём возможность тому, что уже есть, появиться на большом экране.
Так обстоят дела с прокатом отечественных фильмов. А что касается зарубежных картин, с их прокатом есть сейчас трудности? Многое из того, что анонсируют на мировом уровне, в наши кинозалы не попадает, это заметно по афишам…
- Как таковых затруднений нет, это объясняется тем, что наш кинотеатр – некое «атмосферное» место с картинами, которые на других больших экранах не увидишь. У нас есть достаточно большое количество кинопродукта на демонстрацию за пределами массовых фильмов, которые сейчас по понятным причинам не всем кинотеатрам удаётся достать. Наш зритель устроен по-другому, он ждёт европейского кино больше, чем условного «попкорнового» на один раз. Поэтому скажу, что отсутствие проблем здесь связано напрямую с тематикой «Дома кино» и с его аудиторией. Ну, и конечно мы всегда работаем с лицензией, по-другому быть не может.
По какому принципу вы отбираете мировые новинки? Есть ли он вообще? Есть ли ограничения в выборе зарубежных фильмов на показ в целом?
- Ограничений нет. Мы обращаем внимание на всё интересное, что выходит – существует ведь и массовое кино, которое у всех на слуху, с отличной режиссёрской работой и посылом – мы его рассматриваем. Мы не ограничиваемся каким-то определённым пулом создателей или конкретных стран. При составлении репертуара мы выбираем из всех предложений самые лучшие образчики. Особо выделю, что наш зритель, в первую очередь, должен чувствовать себя уютно, он должен ощущать камерность и атмосферность.
Зарубежная кинокартина должна быть хорошей и иметь прокатное удостоверение. Если эти факторы совпадают, то мы показываем фильм, и для нас не принципиально, какого производства кинолента – европейского, иранского или корейского. Мы следим за выходами интересных фильмов, и помещаем их в нашу сетку сразу после выхода релиза.
При составлении репертуара у нас всегда есть выбор: например, либо что-то мейнстримное, но качественное, тщательно отобранное нами, либо что-то вышедшее 30 лет назад, но которое сейчас выходит в улучшенном качестве, с дополнительными субтитрами и так далее. Например, у нас идет отреставрированная драма «Небо над Берлином» 1987 года. Фильм довольно долго восстанавливали после Каннского кинофестиваля, в хорошем качестве он появился только сейчас.
У вас есть некая команда, ответственная за репертуар, которая отбирает фильмы?
- Да, конечно. Значительная часть нашего коллектива по образованию киноведы. И при отборе фильмов к показу именно они договариваются о прокате и при этом прекрасно знают и понимают, что можно ожидать от того или иного режиссёра или киностудии.
Сама линейка фильмов выстраивается на несколько месяцев вперед. Эту практику используют почти все кинотеатры. В результате, идет комплексный отбор, при котором каждый фильм проходит сразу нескольких специалистов.
Изменился ли зритель в последнее время? Не заметили, например, что люди стали реже ходить на зарубежные картины?
- Могу сказать, что зритель, прежде всего, ходит на хорошее кино, не всегда страна производства – ключевой фактор. А ещё зритель ориентируется на время показа: студентам удобно ходить в вечернее время, пожилых людей чаще встретишь на утренних и дневных сеансах. Да, есть закономерность в том, что пенсионеры отдают предпочтение советским фильмам, ну а остальные руководствуются тем, чтобы кино было хорошим, чтобы оно цепляло и было интересно.
Что касается фильмов с субтитрами – вы практически первопроходцы в этом деле в городе. Люди ходят на киносеансы с оригинальной озвучкой для того, чтобы язык «подкачать», например. Как сейчас с этим обстоят дела?
- В этом плане всё остается без изменений – такие фильмы всегда у нас будут. Более того, мы часто показываем «составные» фильмы, где используется несколько языков. Далеко ходить не надо – тот же «Небо над Берлином», где есть английский, немецкий и французский языки, а ещё – русские субтитры.
Люди ходили и продолжают ходить на такие кинопоказы – это наша давняя традиция, часть стиля даже. Мы, конечно, не одни такие – в «Синемапарке» тоже такое есть, у них «Голгофа» идёт с субтитрами. Но у нас, конечно, больше экранного времени для таких лент. Больше возможности, чтобы человек мог всё разглядеть. У нас пространство не очень большое, и все субтитры хорошо просматриваются, прочитываются на экране.
У вас было довольно много проектов, фестивалей в последние годы, насколько знаю. Сейчас идёт социальный проект «Патриот»… Расскажите об этой практике подробнее.
- Да, такие проекты пользуются популярностью. У нас есть, например, ещё один проект – «Час хорошего кино» - он полностью посвящён советским фильмам. Сейчас прошло уже довольно большое количество времени, чтобы мы могли сказать, что та или иная советская картина, например, идеологизированная. Но есть кино, проверенное временем. Прошло уже несколько десятилетий, страна полностью изменилась, зритель тоже стал другим, а такие киноленты по-прежнему смотрятся и западают в душу, остаются в сердце. Это как раз то, что можно назвать кинонаследием – это мы и стараемся показывать.
А фестивали зарубежного кино? Например, такой проект, как BeatWeekend – какая история у него сейчас, будет ли он еще жить?
- Будет жить, конечно, мы никуда не «задвигаем» проекты, посвящённые зарубежным фильмам. В принципе, все те фестивали и проекты, которые были заявлены в прошлом году, будут проходить и в этом. У нас есть замечательный кинодворик – там часто показывают мировые картины, конечно, в тёплое время года. В зимний период масштабных проектов нет, кроме тех, которые у нас уже есть в афише. Но мы всегда открыты зрительским предложениям: если у кого-то есть идея и хочется её реализовать по-особенному, мы помогаем. Но в основном «раскачка» на проектную работу у нас происходит тёплой весной, летом.
Мы часто проводим мероприятия в большом зале и в холле. Но эти мероприятия – не только наша прерогатива, это также кинопрокатчики и красноярские организации, которые хотят про что-то рассказать и продемонстрировать свои документальные фильмы. Мы с ними работаем, организовываем площадку. На ближайший год у нас много планов, многие из которых ещё на этапе разработки. Но есть та работа, которая всегда была и будет – показывать хорошим людям хорошее кино.
Подпишитесь: