Красноярск: пробки 3
Власть и бизнес: что нам стоит дом построить, а построив – содержать?

Власть и бизнес: что нам стоит дом построить, а построив – содержать?

Первоначальное направление обсуждению задали заместитель директора департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Карен Малхасян и президент «Объединённой металлургической компании» Наталья Ерёмина. В частности речь шла о благоустройстве и создании комфортной городской среды.

_ND53102.jpg

Дискуссию заострил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин:

«Вот я сейчас очень внимательно слушал, как коллеги вкладывают 40 миллиардов рублей в моногород для того, чтобы завлечь туда молодых специалистов и сделать так, чтобы оттуда не уезжали граждане. Но в первую очередь во что нужно вкладывать? «Весёлые картинки», которые мы сейчас посмотрели – не обижайтесь! – это очень здорово, но, когда не будет сетей, поликлиник, детских садов, всей необходимой инфраструктуры, культурно-спортивных мероприятий и благоустроенного пути от двора до парка, мы ничего не сделаем с тем, что оттуда будут уезжать или, к сожалению, туда не приедут люди».

_ND49220.jpg

Напомнив о существующих мерах государственной поддержки развития моногородов (бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации и др.), замминистра отметил, что рассчитывать в этом деле только на государство не стоит:

«Мы можем создавать какие угодно инструменты, включая льготную ипотеку, но, если в такие города не будут приходить инвесторы и строить обычное, хорошее, комфортное, доступное жильё, поверьте, жизни в этом населённом пункте не будет!».

Но и не едиными квадратными метрами жилплощади живут города и люди. По словам Никиты Стасишина, сейчас по поручению председателя Правительства РФ Минстрой развивает три региона с конкретными маленькими населёнными пунктами. Это Пензенская область, населённые пункты в Тамбове и в Великом Новгороде, где большие промышленные производства действительно развиваются.

«Когда мы туда приехали в первый раз, собрали молодёжь, которая пришла работать на предприятия, - рассказал замминистра. – Например, была там девушка из Пензы, её зарплата на предприятии в этом городе была кратно выше, чем она бы получала дома в Пензе, до которой 200 километров. И она говорит: «Я с удовольствием здесь буду работать. Но я хочу выйти замуж, у меня есть молодой человек. И вот сейчас мы поженимся, мы хотим детей, но нам их некуда будет вечером сводить, нам негде погулять. Вы сделайте освещение, просто поставьте столбы для того, чтобы можно было вечером погулять! Откройте хотя бы маленький торговый центр, какую-то кафешку откройте...».

В качестве положительного примера Никита Стасишин привёл Норильск, где по его словам в последние годы он был не раз. Инфраструктура меняется, город развивается – и всё это невозможно было бы сделать только за средства федерального и регионального бюджетов без решающего вклада градообразующего предприятия – «Норникеля». При этом замминистра строительства и ЖКХ отметил, что необходим механизм возврата средств, вложенных крупными компаниями в развитие городов.

_ND49254.jpg

Но, пока полноценного механизма возврата денег бизнесу нет, вице-президент «Норникеля» по федеральным и региональным программам Андрей Грачёв предложил государству альтернативу:

«Вот построили мы в Норильске самый крупный спортивный комплекс в российской Арктике – «Айка», затратили 3,6 миллиарда рублей. Его содержание обходится в 120 миллионов, плюс 80 миллионов – налоги. Может, для компаний, которые находятся в арктической зоне, сделать налоговые каникулы хотя бы на 5 лет? Для того, чтобы бизнес как-то стимулировать на строительство таких социальных объектов».

Исполнительный директор СИБУР Сергей Комышан сообщил, что, аналогично «Норникелю», нефтехимический холдинг реализует комплексный подход в развитии «своих» промышленных городов – Тобольска (Тюменская область) и Свободного (Амурская область). Он же в качестве варианта снижения затрат на возведение жилья и соцкультбыта назвал перепоручение такого строительства профессиональным девелоперам, что сделал СИБУР. Однако цифры, которые привёл Андрей Грачев, наглядно продемонстрировали, что в Арктике предложенный коллегами способ – не панацея: строительство жилья там очень дорого, а само жильё – относительно дёшево.

_ND53211.jpg

«Мы хорошо понимаем, что такое арктическая зона, там очень низкая маржинальность. Себестоимость одного квадратного метра в Норильске 249-315 тысяч рублей! (Прим. «1-LiNE»: в Москве в марте 2024 г. по данным ДОМ.РФ – 151,2 тысячи рублей.) – констатировал вице-президент «Норникеля». – В этой связи я бы просил Минстрой проработать какие-то новые технологии для строительства в арктической зоне или подсказало нам, каких экспертов, какую научную организацию можно нанять для того, чтобы удешевить жильё на севере».

Надо полагать, ответы на поставленные в ходе дискуссии на ПМЭФ вопросы будут ждать не только в «Норникеле», но и во всей Российской Арктике, развитие которой названо в числе государственных приоритетов.

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: