Красноярск: пробки 2

Город, который есть

2021-11-29
Фото Андрея Кузнецова
«Основными опасностями, вызовами и угрозами, формирующими риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, остаются: - снижение естественного прироста населения, миграционный отток и, как следствие, сокращение численности населения;
- отставание значений показателей, характеризующих качество жизни в Арктической зоне, от общероссийских или средних по субъектам Российской Федерации значений, в том числе в части, касающейся ожидаемой продолжительности жизни при рождении, смертности лиц трудоспособного возраста, младенческой смертности, доли автомобильных дорого общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, доли аварийного жилищного фонда, объёма ввода в эксплуатацию жилья, доли обеспечения жилищного фонда всеми видами благоустройства»… («Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Утверждена Указом Президента РФ от 26.10.2020 №645)

В этом обширном документе много пунктов, остановимся пока на двух.

DSCN7305.JPG

«Как нам не потерять Арктику? Остановить обезлюдивание Арктики не удаётся!» - такие и подобные мысли проходят рефреном через любые обсуждения вопросов российского севера уже много лет. Неужели действительно всё так плохо? Ведь вроде бы пресловутые «лихие 90-е» с массовым закрытием предприятий и организаций, упадком инфраструктуры и бегством людей «на материк» давно позади…

Брошенные форпосты социализма


В Красноярском крае есть едва ли не самый наглядный пример вышесказанного – первый советский город, построенный на вечной мерзлоте, – Игарка. В этот город-порт на Енисее, который называли «Воротами Сибири в заграницу» теперь редко приходят морские суда. В основном они везут оборудование и материалы для нефтяников с Ванкора…

«Витрина советского Заполярья, героиня многих репортажей и книг, в постсоветское время Игарка прошла по одному из самых катастрофичных сценариев трансформации, потеряла градообразующее предприятие, почти три четверти населения и статус города краевого подчинения», - констатирует кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. Ломоносова, зам. генерального директора Института регионального консалтинга Надежда Замятина.

С 18.820 человек в 1989 году число жителей Игарки сократилось к 2020 году до 4.319 человек – более чем в 4 раза! Только за последнее десятилетие город потерял около 30% населения.

Немногим «лучше» обстоят дела в другом заполярном городе России, причём с гораздо более благоприятными природными и экономическими «европейскими» условиями, нежели на севере Красноярского края. Мурманск на пике своего роста достиг в 1991 году численности населения в 473 тысячи, а к 2020-му «похудел» более чем в 1,6 раза – до 287.847 человек. С последней переписи в 2010 году – более чем на 6,5%

DSCN7555.JPG

Даже нынешний главный город-порт Красноярского края Дудинка выглядит оптимистичнее Мурманска (который, к тому же, является областным центром), хотя и Дудинку не обошли демографические проблемы. С максимума в 1989 году население столицы Таймыра сократилось к 2020 году в полтора раза до 20.804 человек, на 6% с момента предыдущей переписи в 2010 году.

А приблизительно в 100 км от Дудинки находится город, который в последние годы успешно опровергает описанную выше печальную тенденцию и по сути наоборот является успешной точкой роста на Крайнем Севере…

IMG_20211018_115153_HDR.jpg

Город противоречий и контрастов


«Город построен для обслуживания горнодобывающего предприятия. Кроме шахт, в нём есть только места для сна и инфраструктура для удовлетворения базовых потребностей людей. Норильск — это известный фетиш тех, кто любит север и тяжёлую промышленность. Многие люди с извращённым чувством прекрасного мечтают хоть раз вдохнуть его морозный воздух с примесями тяжёлых металлов». (realt.onliner.by)

После таких «откровений» друзей-белорусов, которые выдают людей, никогда не бывавших в Норильске, и других подобных комментариев совсем неожиданно выглядят демографические показатели этого города.

После сокращения численности населения, которую пережили не только северные города, но и вся страна в целом, в 2010 году в Норильске этот процесс остановился, а затем пошёл в обратном направлении. К 2020 году число горожан выросло приблизительно на 3,6% - с 175.365 до 181.830 человек. Более того – Норильск за последний год показал общий прирост численности населения в 803 человека (+1%), тогда как Красноярск – сокращение на 920 человек (-0,1%). И, если бы не приехавшие мигранты, ситуация в краевом центре была бы печальнее. А из Норильска за последний год наоборот уехали 284 человека, в том числе в связи с выходом на пенсию и субсидируемым переселением «на материк», но высокая рождаемость позволила сохранить положительную демографическую динамику.

Частично этот кажущийся заполярный парадокс объясняют следующие данные Красноярсккрайстата. Доля людей основного детородного и трудоспособного возраста (20-49 лет) в Норильске 52% или 95.108 человек. В Красноярске несколько меньше – 47%. Правда, по доле жителей в возрасте 20-29 лет первый и второй по численности города края идентичны – в Красноярске и Норильске таких молодых людей по 12,4%.

Возможно, более высокая рождаемость в заполярном городе объясняется лучшей материальной обеспеченностью и социальными гарантиями молодых семей. Естественно, жизнь и работа на Крайнем Севере не из лёгких, но, как правило, в одном и том же возрасте в сравнении с ровесниками «с материка» молодые норильчане уже имеют достаточно хорошо оплачиваемую работу, жильё, хорошие возможности для отдыха и оздоровления (в том числе для детей).

DSCN6738.JPG

Вот типичные высказывания из обсуждения в интернете «плюсов» и «минусов» Норильска:

«35 лет в Норильске, после него 13 в Санкт-Петербурге – здоровье не хуже, чем у местных сверстников, а пенсия сильно выше! Ни разу не пожалела ни что жила там, ни что уехала».

«На материке, работая круглый год на малооплачиваемой работе, ты вообще заграницу не видишь. А в Норильске люди имеют бесплатные авиабилеты по России, а кое кто – и по всему миру! Всё познаётся в сравнении».

«Я раньше жила в Норильске, а теперь – в Севастополе. Для меня Норильск – это такой микромир, где нет никаких проблем. И путёвку на море дадут, и детей в садик устроят. А люди там такие светлые, каких больше нет нигде! В общем, жилось, как в сказке, только вечно холодно, на снег до сих пор смотреть не хочу!».

Действительно, главный бич Норильска – неблагоприятный климат, но есть и еще одна весомая проблема – экология. Однако с выводом из эксплуатации в 2016 году Никелевого завода дышать в городе стало намного легче, и даже снизилась заболеваемость. Так, ежегодное исследование Роспотребнадзора «Оценка влияния факторов среды обитания на здоровье населения города Норильска» свидетельствует, что количество впервые выявленных там болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, сократилось на 36%; новообразований – на 29%; болезней органов дыхания – на 16%; болезней кровообращения – на 11%.
По данным Росстата, уже сегодня ожидаемая средняя продолжительность жизни малышей, родившихся в 2021 году в Норильске, составляет 71,3 года, что почти столько же, сколько в Красноярске (71,4) и в среднем по России (71,5). При этом масштабные экологические программы в городе не прекращаются. К примеру, уже в ближайшем будущем норильчанам обещают сокращение выбросов пагубно влияющего на здоровье диоксида серы на 90%.

IMG_20211018_104442_HDR.jpg

Норильск – самый активно развивающийся город в Российском Заполярье. Многие его любят, многие проклинают, многие проклинают любя… Но равнодушным он не оставляет никого.

На самом деле год жизни норильчанина похож на сутки жизни среднестатистического человека. 9 рабочих месяцев с краткими выходными и преимущественно зима – это как 9 рабочих часов с перерывом на обед. А отпуск в 3 месяца (у работников, занятых на особо тяжёлых работах бывает и такой!) – это время полноценного релакса, отдыха, развлечений. Мы, конечно, все при трудоустройстве учитываем, в каких условиях нам предстоит работать, и сопоставляем их с зарплатой. Так и норильчане складывают на противоположные чаши весов «плюсы» и «минусы» жизни в этом уникальном заполярном городе. Впрочем, теперь у них появилась возможность добавить «плюсов» в рамках уникальной реновации Норильск-2035.

В начале нулевых всероссийским хитом была лирически-философская песня Игоря Корнелюка «Город, которого нет». Норильск – это город, который есть несмотря ни на что и вопреки всем скептикам. Он удивляет самим фактом своего успешного существования там, где это казалось бы невозможно. Именно такой город – основа стратегии развития российской Арктики.

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: