Красноярск: пробки 0
Поликлиники: живем или выживаем?

Поликлиники: живем или выживаем?

Тема организации работы поликлиник в Красноярске более чем актуальна: стоит лишь обратиться к данным видеоопроса — проблемы обозначаются сами собой. Это и дефицит медицинских кадров, и очереди, и не всегда приятное общение пациентов с работниками регистратуры...

Эти и другие темы и были подняты на круглом столе.

Самый острый вопрос — кадровый — был адресован заместителю министра здравоохранения края Борису Немику.

«Могу сказать, что все красноярские поликлиники, а их в городе более 90, сейчас работают в нормальном режиме. Укомплектованы специалистами они в среднем на 75%, и за последние полгода этот показатель не снижался. К нам приходят молодые выпускники медуниверситета — с августа в участковые поликлиники придут 23 молодых специалиста. Нужно сказать, что мы с министром трижды беседовали с каждым из нынешних выпускников, и, видимо, после этого часть молодых людей изменили точку зрения на работу участкового терапевта», — говорит Борис Маркович.

Но, конечно, не только воспитательные беседы сыграли роль в самоопределении начинающих врачей. Как рассказал Борис Немик, сейчас в крае средняя зарплата у «взрослого» терапевта, работающего в штате, по данным за первое полугодие 2015-го, — 31 тысяча рублей, у совместителя — 42 тысячи. У педиатров, соответственно, 37 и 45 тысяч. Сейчас в крае внедряется и система стимулирующих выплат участковым врачам, и другие меры поддержки медиков — в частности, компенсация аренды жилья за счет бюджета и т. д.

«Сейчас, кроме того, необходимо поднять престиж работы участкового терапевта, позиционировать его как главного врача в жизни человека, — пока он воспринимается как не слишком квалифицированный медик, который отправляет пациентов к «настоящим», то есть узким, специалистам. Со временем система должна измениться, причем в масштабах всей страны. Так, выпускники 6-х курсов медвузов начиная с 2017 года, прежде чем поступить в интернатуру или ординатуру, должны будут проработать в участковой поликлинике в качестве терапевтов, а затем уже идти работать по узкой специализации. Сейчас же поликлиника превратилась в некий медцентр, молодые врачи хотят работать со сложным оборудованием, а не с пациентами, хотя именно общение с людьми и составляет суть работы врача», — рассказывает замминистра.

Что касается проблемы перегрузки докторов (а что скрывать, именно в медицинской среде еще в советское время родилась пословица: «Все врачи работают на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две — некогда»), то руководители медучреждений стараются найти выход из ситуации.

«Мы, возможно, находимся в более выгодном положении, чем другие наши коллеги: на 23 участках у нас не хватает сейчас двух педиатров, и в ближайшее время мы принимаем на работу одного, — рассказывает Анна Колодина, главврач Красноярской межрайонной детской клинической больницы № 1. — При этом за нашей поликлиникой закреплено около 800 детей, при том что за другими городскими — в среднем по 900. Но в то же время мы стараемся разгрузить врачей: некоторые функции передаем кабинету здорового ребенка, отдельные специалисты занимаются у нас выпиской рецептов, оформлением других документов и т. д. То есть в итоге наши специалисты работают в пределах нормативной нагрузки».

КОГДА ВРАЧ В ОТВЕТЕ ЗА СТРОИТЕЛЕЙ

Одна из проблем, на которую нередко жалуются красноярцы, — отсутствие не врачей, а... поликлиник. Это касается прежде всего новых микрорайонов. Ситуация исчерпывающе описывается выражением — «бизнес диктует». Застройщики торопятся побыстрее сдать дома и «отбить» вложенные деньги, а вот о социальных объектах вспоминают в последнюю очередь.

«Часто во всех бедах здравоохранения обвиняют медиков, но это неправильно. И ситуация со строительством медучреждений в данном случае весьма показательна, — говорит Алексей Подкорытов, главврач краевого госпиталя ветеранов войн, председатель Красноярской медицинской палаты. — Сейчас, например, активно развивается Емельяновский район, здесь строятся якобы «элитные» жилые поселки. Но кто-нибудь вспомнил о том, чтобы организовать здесь хотя бы один амбулаторный пункт? В итоге на Емельяновскую ЦРБ рухнул шквал звонков и претензий: всем нужно срочно машину, врача, малейшие промедления не принимаются... Но ведь должна быть какая-то элементарная ответственность в этом смысле у глав территорий! Прежде чем разрешать строительство, необходимо и о таких вещах подумать».

«В свое время комплексное строительство в обязательном порядке подразумевало создание и социальных объектов исходя из численности населения микрорайона. Сейчас нужно волевое политическое решение, чтобы переломить существующую ситуацию, — считает Валерий Щербо, секретарь регионального отделения «Партии пенсионеров России». — При этом в формировании и обсуждении градостроительных планов должны участвовать и представители медицинского сообщества».

Пока же медики «выкручиваются» как могут. Например, по договоренности со строителями организуют пункты приемов врачей на первых этажах жилых домов. В таких кабинетах может быть оказана первичная или неотложная помощь, выписаны больничные, рецепты или направления к узким специалистам, которые примут пациентов, конечно, уже в другом месте. Впрочем, замечает Валерий Щербо, любая временная схема рано или поздно даст сбой...

Но ситуация постепенно меняется. Как рассказывает Борис Немик, сейчас в новых жилых комплексах в Северном и микрорайоне Покровском определены территории для строительства поликлиник. А в Октябрьском районе ближе к Универсиаде появится клиника СФУ, рассчитанная на 35-40 тысяч пациентов. В ней будут принимать не только студентов и преподавателей университета, но и жителей соседних домов.

«ПРОЖИТОЧНЫЙ» МИНИМУМ

Еще один вопрос, который традиционно волнует всех пациентов, — а что вообще можно получить в обычной участковой поликлинике, что называется, «задаром»? И какие услуги медучреждение имеет право оказывать платно?

Как поясняют специалисты краевого минздрава, «базовый пакет» медуслуг (например, наличие в штате того или иного узкого специалиста, оснащение клиники сложным оборудованием) может разниться в зависимости от транспортной доступности населенного пункта или численности его жителей. Но обычно в поликлинике обязательно должны быть участковый терапевт, ЛОР, офтальмолог, акушер-гинеколог, хирург; оборудованы кабинеты смотровой, неотложной и доврачебной помощи.

«Что касается формы оказания услуг, то сейчас материальная база красноярских поликлиник такова, что позволяет все без исключения услуги, в том числе и высокотехнологичные, и связанные со сложной диагностикой, оказывать пациентам в рамках ОМС, то есть для больных бесплатно, — говорит Елена Непомнящая, начальник отдела развития здравоохранения краевого минздрава. — На платной основе могут быть оказаны некоторые дополнительные услуги — например, оформление справки для получения водительских прав и прочие подобные. Другое дело, что зачастую у населения преобладает мнение, что дорогостоящие платные услуги чем-то лучше бесплатных»...

Кстати, о полисах. По данным специалистов, примерно 97% россиян заключили на данный момент договоры ОМС. Но то ли документы постоянно забывают, то ли еще какие-то недоразумения случаются — так или иначе, в практике члена Адвокатской палаты Красноярского края Андрея Осетрова только за последние 2 года было четыре случая, когда людям, не имеющим полиса, в поликлиниках отказывали в помощи. Правда, в основном это происходило на уровне регистратуры.

«Ситуация однотипная: нет полиса — от ворот поворот. Исключение за это время было одно: женщина имела полис на руках, но оказалась прописана в другом городе, и в красноярской поликлинике ей отказали в приеме. И это при том, что полис действителен не всей территории РФ, а россиянам по закону гарантировано оказание медицинской помощи. Но в регистратуре, видимо, об этом не знают. Точно так же вряд ли там могут определить тяжесть состояния больного. Как же быть в таких ситуациях, могут ли главврачи поликлиник дать советы, как вести себя при подобных инцидентах?» — задается вопросом адвокат.

Как рассказала Елена Непомнящая, именно для таких случаев в красноярских поликлиниках сейчас введена должность врача-администратора: ему предстоит определять, куда направить пациента и как поступить в каждой конкретной ситуации.

«Телефон этого должностного лица, а также контакты руководителей медучреждения, страховых компаний, минздрава, круглосуточного краевого телефона доверия — 880070003 — есть сейчас во всех поликлиниках. Но звонить пациенты, если что не так, все равно по традиции предпочитают в новостные агентства...» — замечает Елена Александровна.

Кстати, сейчас работники регистратур красноярских поликлиник при поступлении на работу проходят не только инструктаж, но и специальное обучение, в ходе которого прорабатываются варианты поведения в разных ситуациях. И это, отмечают специалисты минздрава, чрезвычайно важно: регистратура — так называемая «зона первого контакта», впечатление от работы медучреждения в большой степени зависит именно от нее.

РАБОТА НА СКОРОСТЬ

На «медицинском» круглом столе невозможно было обойти вниманием работу «скорой помощи». Вокруг этой службы мифов тоже немало: то долго ехали, то отказались везти в больницу, то, наоборот, едва ли не насильно увезли...

«Критических замечаний в адрес нашей службы может быть, и немало, но среди них точно нет той, что формулируется как «До вас невозможно дозвониться», — рассказывает Николай Россихин, и.о. главного врача Красноярской станции скорой медицинской помощи. — С 2008 года у нас действует единый оперативный отдел приема вызовов, в режиме онлайн работают три врача, на которых при необходимости может переключить звонок диспетчер (если, конечно, речь идет не об экстренных случаях). Доктор решает, необходим ли вызов бригады, или рекомендует, в какое медучреждение обратиться, или же консультирует пациента в телефонном режиме. Что касается оперативности приезда бригады «скорой помощи», то и здесь есть свои нормативы. Главный критерий при этом — экстренность случая. Если мы, например, имеем дело с ДТП с серьезными последствиями, то бригада выезжает в течение 2 минут (или даже перенаправляется с «обычного» вызова на экстренный). По основной части вызовов на прибытие медиков отводится 20 минут. В некоторых случаях (например, у человека просто температура поднялась) по нормам допустим приезд бригады в течение 2 часов после вызова».

СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ

Что же должно измениться, чтобы работа красноярских поликлиник стала лучше, чтобы в них приходили работать самые квалифицированные специалисты, а пациенты уходили с врачебных приемов с благодарностью?

Надо сказать, сколько участников было в круглом столе — столько мы услышали и мнений.

Представители минздрава вновь сделали упор на финансовое стимулирование, профориентацию выпускников медвузов, участие врачей и медсестер в профессиональных конкурсах (кстати, красноярские медики стабильно оказываются в числе их победителей и призеров — и уже не первый год).

Общественники и наш эксперт-адвокат посоветовали строже спрашивать с местных властей, когда те утверждают очередной план территориального планирования.

Но все же отмечено было два главных, на наш взгляд, момента, которые действительно могут радикально изменить ситуацию.

«Сейчас уже можно заявлять, что наши медучреждения работают в конкурентной среде. «Соревнуются» они за привлечение пациентов — ведь финансирование поликлиник ведется исходя из их числа. Это стимулирует медицинские организации к тому, чтобы повышать уровень оказываемых услуг, — говорит Борис Немик. — При этом государственные медучреждения способны конкурировать и с частными. Сейчас крайне мало частных клиник, которые могли бы оказывать медпомощь столь же широко и многопрофильно, как государственные. А через конкуренцию в итоге мы и придем к качеству».

Ну а второй момент...

Мало кто знает, что в федеральном законодательстве есть такое лаконичное заявление: «Граждане обязаны нести ответственность за свое здоровье». Коротко и ясно. Вопрос в том, что и этому короткому пожеланию мало кто следует.

«Как уже было сказано, 97% граждан у нас имеют медицинские полисы. Но кому известно, что практически в любом спорном или сложном случае нужно звонить именно в свою страховую компанию и вообще выучить ее телефон наизусть? — говорит Галина Иванова, начальник отдела прав застрахованных лиц Территориального фонда ОМС. — Или вот еще пример: в Красноярском крае проходила и продолжается сейчас диспансеризация населения (абсолютно бесплатная!). Кто воспользовался этой возможностью? Или взять такое нововведение: у нас в Красноярске поликлиники теперь работают и по субботам — казалось бы, удобно, не надо отпрашиваться, сидеть в очередях. А медики жалуются на отсутствие пациентов в этот день... Да, достойная организация медслужбы — это замечательно. Но все же это полдела. А вторая половина — это отношение самих людей к своему здоровью».

Словом, чтобы улучшить работу здравоохранения, приниматься за дело надо со всех сторон. Мы, кстати, пообещали участникам круглого стола, что отчет о нем увидят на сайте 1-LINE и примут к сведению самые разные наши читатели — и те, в чьей власти принимать серьезные официальные решения, и те, кто приходит в поликлиники как рядовой пациент, и те, кто возвращает людям здоровье.

Надеемся, так оно и будет.

Юлия Лобанова

Фото Светланы Голубевой

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: