Как известно, наступивший год является юбилейным — исполняется 100 лет революционным событиям в России.
Однако отношение к этой дате в российском обществе крайне неоднозначное, нет единомыслия по поводу 1917 года даже на вершинах власти и в головах отдельных чиновников.
Совершенно проигнорировать этот юбилей нельзя, и вот тут начинаются всевозможные казусы. Статусные люди высказываются, функционеры осваивают юбилейные деньги, и все это с оглядкой на первых лиц.
Режиссер Алексей Учитель приготовил к началу 2017 года фильм «Матильда» о романе Николая II с балериной Кшесинской. Картина основана на реальных событиях: Николай действительно крутил роман с балериной вплоть до самой женитьбы. Но женился он, конечно, не на балерине, а, как было заведено у Романовых, на немецкой принцессе. Кстати, на роль русского царя Учитель взял немецкого актера Ларса Айдингера, и это по-своему правильно: последний русский Император был почти чистокровным немцем.
В погоне за бюджетными деньгами от режиссеров не отстают и писатели. Радиоведущий Армен Гаспарян разродился книгой «Крах великой империи. Загадочная история самой крупной геополитической катастрофы». Самой крупной геополитической катастрофой Гаспарян считает падение Российской Империи (а не развал СССР, как нам заявлял президент Путин). В аннотации говорится: «История этой крупной геополитической катастрофы до сих пор во многом загадочна, и вопросов здесь куда больше, чем ответов».
В Красноярске одними из первых юбилейную конъюнктуру уловили драмтеатр им. А.С. Пушкина и музейный центр «Площадь Мира».
Драмтеатр заявил проект «Мы повернули истории бег» и получил под его реализацию 8 млн рублей. Предполагается, что проект будет поделен на две части и включит, помимо прочего, две постановки, призванные проиллюстрировать жизнь России до и после 1917 года.
В качестве первой иллюстрации была выбрана постановка «Дни нашей жизни» по различным произведениям Леонида Андреева. Спектакль ярко рисует духовный кризис интеллигенции и буржуазии накануне великого перелома, правда из него мы ничего не узнаем ни о Первой мировой войне, ни об условиях жизни рабочих и крестьян. А ведь эти последние факторы и стали главными причинами революции.
Музейный комплекс «Площадь Мира» уже заявил два юбилейных проекта: «В зазорах идеологии» и «Советская изнанка». Объявлено, что с темой революции будет связана и XII Красноярская музейная биеннале, которая также состоится в 2017 году. Пиариться на теме революции бывшему Музею Ленина, как говорится, сам бог велел. Всего в 2016 году музей выиграл грантов на 4,4 млн рублей. Меньше, чем театр, но музею много и не надо: это культурное пространство давно славится тем, что может сделать новую экспозицию из пары сломанных табуреток.бА пока главный художник музея Виктор Сачивко обрядил скульптуру Ленина в «красных залах» в жуткую маску.
Красноярский политкомментатор Павел Клачков постарался дать наиболее осторожную оценку событиям 1917 года: «Отношение к этому событию до сих пор неоднозначное. Есть наследники белого движения, которые считают революцию 1917 года катастрофой для России. Но, видимо, спустя сто лет пора уже принять те события как часть нашей истории, со всеми их плюсами и минусами. Именно такой подход к юбилею демонстрирует сейчас федеральная власть, и он, на мой взгляд, наиболее продуктивен».
Однако так ли отстраненно и взвешенно оценивает революцию 1917 года федеральная власть? Премьер-министр Дмитрий Медведев прямо объявил революцию 1917 года «примером разрушения основ экономики и культуры», забыв, правда, уточнить, не играли ли какую-то роль в этом развале действия самого царского правительства и длившаяся с 1914 года Первая мировая война.
Президент Владимир Путин старается прямо не высказываться. 20 декабря он лишь подписал распоряжение о подготовке к проведению посвященных юбилею мероприятий, но не пояснил чиновникам, нужно ли им ругать или хвалить революцию. В чем причина такой нерешительности? Думаю, дело не в пенсионерах, испытывающих ностальгию по СССР, мнением населения власть легко пренебрегает, если сочтет нужным. Дело в противоречивом происхождении самой российской власти.
С одной стороны, Октябрьская революция 1917 года была именно революцией антикапиталистической и антибуржуазной, то есть для современного государства, опирающегося на крупный бизнес и экономику, подчиненную мировому рынку, эта революция неприемлема.
С другой стороны, эта революция закрепляла свержение монархии (которое состоялось в феврале 1917 года). И поэтому полностью отвергнуть эту революцию и признать, что законной формой в России являлась монархия, означает для нынешнего правительства необходимость извиниться перед Романовыми и вернуть им трон, что никому, кроме нынешних наследников династии Романовых, не нужно.
Отец Владимира Путина был моряком, дворянского происхождения не имел, так что при царе и сын его не имел бы никаких перспектив. Предки Дмитрия Медведева — простые крестьяне. Аналогичные корни и у других российских высокопоставленных чиновников.
На самом деле, 1917 год вместил сразу две революции: запоздалую буржуазную революцию, свергнувшую царя и устранившую сословия, и революцию антибуржуазную, устранившую власть частного бизнеса. Первая часть российские верхи устраивает, а вторая — нет.
Отсюда и получаем путаницу: революция плохо, но... царь был прекрасный и замечательный, но... И так до бесконечности.
Дмитрий Косяков
Фото: Руслан Максимов
Подпишитесь: