«1-LiNE» продолжает цикл статей о интересных страницах истории Красноярского края в период Великой Отечественной войны. Сегодня мы поговорим о трассе «Аляска – Сибирь», для которой Красноярск стал конечной точкой.
История Красноярской воздушной трассы (именно так «АлСиб» назывался в советских документах) началась осенью 1941 года. С ноября 1941 года США распространили на СССР действие акта о ленд-лизе, который с 11 марта 1941 года действовал в отношении Великобритании и Китая. Он давал президенту полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, без предварительной оплаты.
Для доставки американской авиационной техники в СССР «своим ходом» рассматривали три варианта маршрутов: вдоль Северного морского пути, вдоль Транссиба, а также путь, проходящий через Дальний Восток. Маршрут вдоль Севморпути отклонили по причине сложности строительства аэродромов в Арктике и отсутствия рабочей силы. Перелёты вдоль Транссиба могли осложнить внешнеполитическую обстановку: появление американской военной техники на границе с оккупированной японцами Манчжурией могло спровоцировать конфликт СССР с Японией, а Советский Союз всячески стремился избежать войны на два фронта. В итоге был выбран маршрут из Аляски в Сибирь: через Чукотку и Якутию до Красноярска.
В штабе полка. Фото: Архив Н. И. Александрова. Музей «Мемориал Победы»
Инфраструктуру для трассы сумели построить в кратчайшие сроки. Работы начались весной 1942 года, а уже с сентября того же года через «АлСиб» полетели первые самолёты. Официально Красноярскую воздушную трассу запустили 30 января 1943 года. До конца войны на маршруте строили новые аэродромы. По подсчётам историков Ивана Негенбли и Вячеслава Филиппова всего их было 264.
Строительство на аэродроме. Фото: Архив Н. И. Александрова. Музей «Мемориал Победы»
Принято считать, что первым пилотом, пролетевшим всю советскую часть маршрута Красноярской воздушной трассы ещё в период её создания был Пётр Комаров. Он участвовал в Первой мировой войне, а во время Великой Отечественной совершил 150 боевых вылетов доставляя на транспортном Ли-2 военные грузы и оружие, забрасывая в тыл врага диверсантов. На будущем маршруте авиаперегона в Сибири Комаров перевозил строителей, материалы и оборудование. В документах на награждение за участие в развитии трассы написано: «В исключительно тяжёлых условиях Крайнего Севера, без вспомогательного технического обслуживания, без метеослужбы и радиостанций летая вслепую, чаще всего полярными ночами на высотах 4.000 – 5.000 метров поверх облаков или в облаках, самолет Ли-2 №3910 под его управлением садился на ограниченных, не приспособленных к данному типу самолёта площадках Дальстроя, на лёд на «белых местах» в снегу и в пургу при всех капризах арктической зимы и лета».
Длина всей трассы от американского Фэрбенкса до Красноярска составляла 6.306 километров. Перегоняли самолёты эстафетой. Путь делился на пять этапов. За каждым из них был закреплён авиаполк. После того, как самолёты передавали соседнему полку, пилоты возвращались обратно на воздушных судах 8-го транспортного авиационного полка.
Подготовка к перелёту. Фото: Архив Н. И. Александрова. Музей «Мемориал Победы»
В Красноярске самолёты обслуживали, при необходимости ремонтировали и отправляли на фронт. Истребители, у которых были сняты крылья, перевозили по железной дороге, а бомбардировщики летели сами. Кроме прикомандированных специалистов в краевом центре было немало местных авиатехников, ведь до начала войны Красноярск по сути был главной базой полярной авиации страны.
Многим жителям правобережья Красноярска знаком «Авиадом». В этой 5-этажной «сталинке» по адресу ул.Вавилова,35 в годы Великой Отечественной войны жили руководители авиаремонтного завода (который после войны реорганизовали в судостроительный), здесь же была гостиница для пилотов перегоночного полка. В «Авиадоме» проживал и Герой Советского Союза, знаменитый полярный лётчик Илья Мазурук. В 1942 году его назначили начальником Красноярской воздушной трассы ВВС РККА. Он лично освоил весь её маршрут, начиная с Аляски.
Авиадом. Фото: «Википедия»
За годы Великой Отечественной войны по трассе «АлСиб» из США в СССР перегнали по разным данным около 8 тысяч самолётов или более трети всего авиационного ленд-лиза. Для сравнения – на 22 июня 1941 года всего в составе ВВС РККА было 18.264 самолёта всех типов.
В Красноярск из США прилетали бомбардировщики B-25 «Митчелл» (такие же участвовали в знаменитом «реёде Дулитла» на Токио в 1942 году, который показан в фильме «Перл-Харбор»), штурмовики-бомбардировщики А-20 «Бостон», истребители Р-40 «Киттихок», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт», а также транспортные самолёты С-46 и С-47 и учебно-тренировочные АТ-6 «Тексан».

А-20 «Бостон». Центральный музей Военно-воздушных сил. Фото: Андрей Кузнецов/1-LiNE

Р-63 «Кингкобра». Центральный музей Военно-воздушных сил. Фото: Андрей Кузнецов/1-LiNE

B-25 «Митчелл». Фото: Андрей Кузнецов/1-LiNE
Кроме перегона боевых машин по Красноярской воздушной трассе перевозили множество жизненно важных грузов: военное оборудование, золото, слюда (целых 506 тонн!), продовольствие, а также оборудование для госпиталей, канцелярские товары, различную почту. Среди авиационных грузов могли встретиться инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин и даже запчасти для часов — всё это было нужно на фронте или в тылу.
По этой же трассе во время войны летали из СССР в США и обратно дипломаты, в частности зам.наркома иностранных дел и посол в США Максим Литвинов и другой посол (с 1943 года) Андрей Громыко, и даже в 1944 году – вице-президент США Генри Уоллес.
После окончания войны советская инфраструктура трассы «Аляска – Сибирь» стала основой для развития авиационного сообщения в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Опыт, полученный опыт в ходе перегона самолётов, пригодился пилотам в гражданских авиаперевозках в суровых условиях.