В Центре опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Красноярского края прошёл финальный 4-й этап Акселератора, направленного на развитие Приангарского макрорайона и совершенствование подготовки специалистов лесной отрасли.
У своеобразного мозгового штурма, организованного Центром развития профессионального образования (ЦРПО), не случайно такое название. Любой автомобилист знает, что акселератор – это педаль «газа» в его машине. А для чего он давит на неё? Чтобы заставить двигатель крутиться быстрее. Акселератор (от латинского accelero — ускоряю) ускоритель. В ЦРПО вместе с инициативными группами ряда техникумов и колледжей решили «ускорить» социально-экономическое развитие Приангарья посредством опережающей подготовки специалистов главной для этого макрорегиона лесной отрасли. Не только тех, которые очень нужны сегодня, но и тех, что понадобятся в большом количестве лишь завтра.
Однако для решения такой амбициозной задачи в первую очередь надо кардинально меняться самим техникумам и колледжам. Как и в какую сторону? Это и определяли вместе с экспертами и консультантами в течение 4-х этапов акселератора команды 6 учреждений среднего профобразования.
«Специфика нашей акселерационной программы и задумки, которые в ней есть – это, с одной стороны, отраслевой подход: как кадры подготовить и без адаптации запустить в работу. А с другой стороны – это территориальный подход: как развивать территории, в том числе за счёт образовательных направлений, за счёт тех активностей, тех точек развития, которые есть на территории, - отметила, открывая финальный этап Акселератора заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина.
– Поэтому очень важно, что здесь сегодня присутствуют руководители отраслей – заместители министров экономики и лесного хозяйства. Я думаю, что три наших министерства, работающие в связке над этим проектом, обеспечат комплексный подход к решению непростого вопроса развития Приангарья».
То, что кадровая проблема для лесной отрасли, которая является одной из ведущих в Приангарье, сегодня актуальна, отмечали авторы всех проектов. Судите сами. В Сибирском федеральном округе в лесной отрасли заняты 12,5 тысячи человек, в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2023 года – около 4 тысяч. Из них только 53% являются специалистами в полном смысле этого слова, то есть имеют профильное образование. 454 – это вакансии, 170 – люди предпенсионного возраста, примерно 30% работников не имеют профильного образования. В отдельных местах того же Приангарья ситуация ещё сложнее. При этом в планах и федерального правительства, и отдельных территорий – существенный рост лесного бизнеса. Кто в нём будет работать? В программе развития СФО до 2035 года, принятой постановлением правительства РФ 2846-р от 16.10.2023 г., указано 6.800 НОВЫХ рабочих мест в лесной отрасли... Задачу подготовки таких специалистов и взялись решать участники красноярского Акселератора.
Планирование и финансирование
Самым масштабным по необходимым вложениям проектом оказался «Региональный учебно-производственный центр передовых технологий лесного хозяйства», который представлял главный специалист по маркетингу «Дивногорского техникума лесных технологий» Артём Станкеев, – 455 млн рублей! Впрочем, при детальном рассмотрении оказалось, что это затраты на весь многоэтапный проект до 2030 года. В период же 2023-2025 годов затраты на реализацию проекта составят 0,3% от запланированного в Красноярском крае прироста производства продукции лесной отрасли в 37 млрд рублей (с 80 млрд до 117 млрд).
Что же обещают авторы проекта в результате полной его реализации к 2030 году? Подготовку 7 тысяч специалистов востребованных сегодня и перспективных в расчёте на завтра профессий – по тысяче в течение 7 лет. Затраты на обучение одного такого специалиста в среднем составят 65 тысяч рублей. Для сравнения: затраты на привлечение стороннего специалиста (как правило, это выходцы из ближнего зарубежья) в Богучанском районе в 2022 году в среднем составили 85 тысяч рублей, а в 2023-м ожидается более 120 тысяч.
«Привлекать стороннюю силу – это одно, а думать о развитии территории – это другое. Такая возможность гораздо более привлекательна на наш взгляд. Срок окупаемости проекта с учётом наличия сильных партнёров и необходимости развития отрасли составит 10 лет, в зависимости от модели финансирования, - пояснил Артём Станкеев.
– Самое ценное – это 7 тысяч современных специалистов лесной отрасли, «выращенные» из ребят, которые учатся здесь сейчас в наших школах и останутся здесь».
Кроме выпуска собственно специалистов центр передовых технологий техникума намерен масштабировать собственные программы подготовки специалистов в других учреждениях СПО и наоборот привлекать те же «родственные» техникумы и колледжи с их передовыми наработками для подготовки специалистов у себя. Таким образом, Дивногорский техникум лесных технологий со своим проектом Регионального учебно-производственного центра претендует на роль некого агрегатора программ подготовки специалистов лесной отрасли для всего Красноярского края во всех его уголках.
Для этого в проекте предусмотрена и мощная учебно-производственная база, пользоваться которой будет не только сам Дивногорский техникум, но и все отраслевые партнёры. Авторы назвали это шеринг-концепцией, т.е. предоставлением площадок другим учреждениям СПО, вузам и т.п. В том числе для организаций профессиональных конкурсов лесорубов, лесоводов, сборов школьных лесничеств, практики студентов, мониторинга компетенций и трансфера технологий.
Основные площадки тематически делятся на три блока: охрана и защита леса, лесовосстановление и лесопользование. В составе центра кроме кампуса и учебной лесной базы в 6 тысяч гектаров:
- муниципальное лесничество Дивногорска;
- Богучанский филиал техникума;
- постоянный лесосеменной участок;
- центр туризма;
- полигон беспилотных авиационных систем (БАС);
- центр ГИС нейросетей в лесной отрасли;
- автотрактородром;
- теплицы и питомник саженцев с закрытой корневой системой (ЗКС);
- углеродный полигон;
- комплекс глубокой переработки древесины и утилизации отходов;
- полигон лесопожарного центра;
- лаборатория мехатроники;
- учебно-производственный участок домостроения;
- полигон рекреационного лесопользования.
Несколько охладили полёт мысли авторов дивногорского проекта эксперты от краевой и муниципальной власти.
«А мы здесь рассчитываем на какое финансирование? За счёт бюджета края, либо за счет небюджетных средств: спонсорской помощи, договоров с предприятиями на обучение?» - поинтересовался заместитель министра природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Александр Коробкин.
«Надо понимать, что ресурсы ограничены, завтра мешок с деньгами не свалится ни из бюджета края, ни из бюджета города. Значит, нам необходима связь с производством», - поддержал вопрос глава города Лесосибирск Андрей Хохряков.
И совсем конкретно направил в коммерческую сторону взгляды проектантов Акселератора руководитель проектной работы Школы управления СКОЛКОВО Даниил Добрынченко:
«Я совершенно не против инициатив выступающих, но хотелось бы в центр внимания положить весь бизнес лесной и сказать, что с ним происходит сегодня. Где мы видим какие-то шансы для развития, для открытия новых рынков, для повышения производительности, для новой конкурентоспособности? Или какой вызов стоит перед всем этим бизнесом? Если образование не сформирует образ будущего лесной отрасли вместе с представителями этой отрасли, с технологическими компаниями, поставщиками оборудования, то, честно говоря, непонятно, где сосредотачиваться, на каких направлениях? За каждой идеей должна стоять какая-то конфигурация а-ля кластер. Что такое кластер? Это совместное повышение конкурентоспособности в борьбе за рынки. Если коллеги дадут анализ того, за какие рынки мы боремся, где есть шанс и как его взять, какая должна быть производительность, себестоимость, какие технологии нужны, тогда уже можно считать, какие соответственно нужны компетенции в каком количестве, и какое окно возможностей у нас есть для того, чтобы это осуществить».
Запрос представителя СКОЛКОВО на анализ, пожалуй, был адресован присутствовавшим на защите проектов представителям краевых Минэкономики и Минлеса, а также собственно бизнесу, который, к сожалению, в дискуссии не участвовал.
«Горе идти к Магомету или Магомету идти к горе?»
То, что нужна координация, взаимодействие и даже какое-то «разделение труда» учреждений СПО, так или иначе занятых в отрасли, стало понятно ещё в ходе заслушивания презентаций проектов. Судите сами: Дивногорский техникум лесных технологий намерен готовить специалистов по работе с «беспилотниками» и Приангарский политехнический техникум в Кодинске – тоже, а для Красноярского политехнического техникума это вообще эксклюзивная «фишка» – там учат не просто «летать» на БПЛА, а строить их и программировать! Куда абитуриенту податься?
А возьмите глубокую переработку древесины или производство деревянных домокомплектов… По этим двум направлениям готовят или намерены готовить специалистов и те же Дивногорский с Кодинским техникумы, плюс – Лесосибирский технологический техникум. Аналогичная картина по ряду других специальностей.
«Определите свои сильные стороны и делайте на них акцент, - обратился к техникумам и колледжам глава Кежемского района Павел Безматерных.
– То, в чём вы пока не сильны, стоит развивать в партнёрстве с другими учреждениями СПО, которые в этих вопросах продвинулись дальше и/или специализируются на них. За финансирование, за абитуриента, за подготовку будущего специалиста лесной отрасли с разными компетенциями здесь борются сразу несколько учреждений СПО. Самое главное – не создавать на одной и той же территории такой конкуренции».
Понятно, что представители муниципалитетов, присутствовавшие на защите проектов, стремятся удержать у себя молодежь и заинтересованы в том, чтобы потенциальные студенты не уезжали из Кодинска, Лесосибирска или Дивногорска учиться в Красноярск или наоборот. Но как быть, если производственная или преподавательская база «дома» у абитуриента слабовата? Какой из него выйдет специалист? Это с точки зрения будущего работодателя.
А с психологической точки зрения? Давно замечено, что молодой человек, который учится не рядом с домом, живёт самостоятельно, быстрее взрослеет и социализируется в сравнении с однокурсниками, которые продолжают «держаться за мамин подол». При этом уровень «взрослости» молодого специалиста – это сегодня тоже один из компонентов soft skill.
В общем, такая дилемма: студенту куда-то ехать за образованием или образованию куда-то ехать к студенту?
И в такой ситуации ещё острее встаёт вопрос координатора, своеобразного арбитра и держателя системной информации обо всех «лесных профессиях» во всех образовательных учреждениях Красноярского края, в том числе непрофильных. Что-то вроде «специализированного магазина хозтоваров», где «покупатель-абитуриент» может выбрать наиболее ему подходящие из разных шурупов разных производителей по разной цене, а может подумать и вообще вместо шурупов купить гвозди…
«Нет пока общего системного подхода и понимания, как будет профинансирован весь проект, каковы его масштабы. Все эти проекты надо связать в цепочку, чтобы они не сильно конкурировали друг с другом (какая-то конкуренция всё-таки должна быть), дополняли друг друга и работали на развитие территории через развитие экономики», - заявила зам.министра экономики и регионального развития Красноярского края Светлана Сидельникова.
Черту под дискуссией по этим непростым вопросам подвёл модератор – директор Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета Валерий Ефимов:
«Есть отдельные проекты. Они интересны, они какие-то задачи на территории решают, но если мы системную установку берём, то мы должны смотреть на них как на связную систему проектов, уже не конкурирующих по одним и тем же направлениям подготовки, оборудования и так далее. Мы можем получить больший эффект для региона, для территории, для системы образования, когда будем понимать, как они вместе двигаются, какие шаги реализуют и какие ресурсы для этого нужны».
Итог 4-го этапа Акселератора – все 6 представленных проектов одобрены. В каком виде они дойдут до начала следующего учебного года, на какие новые специальности пойдут учиться студенты – всё это мы увидим в сентябре 2024 года. А следующая общая задача у инициаторов и участников Акселератора – определить, кто или что станет координатором кластера «лесного образования» в Красноярском крае, создание которого явно назрело.
Андрей Кузнецов