Владимир Солодовников, пожалуй, самый необычный педагог в красноярской школе №50.
Во-первых, потому что преподает ребятишкам «знания и навыки культуры своего тела и здоровья», а не просто «физру», как значится в штатном расписании. Во-вторых, потому что ему чуть сложнее, чем остальным должен бы даваться спорт — Владимир Анатольевич еще в детстве лишился ноги. А в-третьих, он Чемпион Мира по зимнему триатлону.
«Вы слышали про такую страну — Иран? Это очень интересная, древняя страна», - рассказывает Владимир Анатольевич ребятишкам, пришедшим на дополнительные занятия в тренажерный зал. Несколько подходов к снарядам сделаны, теперь учащиеся сидят на ковре полукругом и слушают тренера. Идет не история и не география. Просто Владимир Солодовников напомнил подросткам о грядущей Универсиаде, о том, что они могут стать волонтерами на этом мероприятии и вести делегацию молодых спортсменов из Ирана.
Не только развивать мышцы у школьников пытается Владимир Анатольевич, но и работать над человеческими качествами, как более важными. А для этого делает акцент на внеурочные занятия туризмом.
«Я сам в спорт пришел через туризм. Очень интересная ситуация. Сейчас это было бы невозможно. Много ограничений и бумаг. Адаптивного то спорта раньше не было. Брат с сестрой отвели меня в клуб и меня спокойно приняли. Всему, что я умею до сих пор, я научился в том туристическом клубе. Ты один на один с природой, с коллективом. Проявляются все качества. Причем, не только проявляются, но еще и меняются. Дети понимают, что не всегда можно отсидеться в стороне, схитрить. Сегодня не окопал палатку, завтра промокнешь под дождем. Сегодня ты не помог товарищу, завтра все пройдут мимо тебя. У ребятишек, которые ходят в походы не бывает такого, чтобы они не стали более коммуникабельными, более ответственными»
В 11 лет Владимир Солодовников попал под грузовик. Операция, гангрена, еще операция. Остался без ноги и осваивал разные виды спорта, ничуть не замечая своих ограниченных возможностей.
«В 11 лет просто живешь, как можешь... Протез, правда, был из деревянной болванки. Конечно, не как у пирата - стопа была. Но совсем не то, что сейчас!»
К 55 годам у Владимира Анатольевича за плечами — два высших образования, 36 лет общего стажа и 23 — педагогического; участие в различных соревнованиях; прыжок с парашютом; восхождение на высоту 2800 ( в том самом Иране ); 100 километров трассы в кругосветном международном велопробеге; получение звания «Заслуженный педагог Красноярского края» и сотни учеников - ребят с улицы Глинки, которым, вероятно их учитель физкультуры открыл немного другой мир — мир, в котором всё возможно.
«На сегодня это точно так! Я в этом ни раз убеждался. Любой человек может заниматься любым делом. Другой вопрос - насколько можно обеспечить себя техническими средствами»
В составе делегации Красноярского края Владимир Солодовников побывал на Олимпиаде в Лондоне. И еще раз убедился в своей правоте, глядя на спортсменов.
«Сейчас ставлю для себя цель — научиться бегать. Спортивные протезы появляются, техника растёт, учиться надо.Уже пробовал в этом году айронмена пройти. Половину прошёл. Сейчас только короткие дистанции получаются — 100, 200 метров. А задача — пройти 1000 в этом году. Это совсем другое, чем то чемпионство, скромничает Владимир Солодовников, - Есть же нюансы...В адаптивном спорте много категорий. Там может быть много чемпионов в одной гонке. Моё чемпионство - это за счёт того, что я интересуюсь новыми видами спорта, новыми возможностями. Такое мало кто делал. Как бы сказать, у меня просто нет конкурентов».
Несмотря на то, что «недоступной среды» для Владимира Анатольевича не существует, он участвует в отстаивании интересов тех, у кого намного меньше целеустремлённости и жизнелюбия.
«Доступная среда — это важно. Я стараюсь бывать на заседаниях Горсовета, участвовать в обсуждениях таких тем. Это же всем удобно, а не только тем, кто с колясками. Кто ездил куда-то заграницу - видел, что такое когда идёшь по гладкому, нигде не спотыкаешься и можешь думать о более высоких вещах. Город требует такую среду. Это не так сложно. Многие говорят: «старые здания». Но Лондон — старее зданий не бывает — но, смотришь, в средневековых замках находят технические решения, как поднять в музей любого человека, которому сложно идти»
О том, что такие же как он — люди с особенностями здоровья — чаще не дают, а требуют от других, учителю красноярской школы № 50 говорить не нравится.
«В чём-то здесь есть вина государства. В 90-х годах сформировались общества инвалидов, и сразу этим организациям льготы дали. В каких-то городах они бизнес построили, живут, развиваются, людям помогают. А в других случаях, да, потребительство только: вы нам должны. Кто-то живет с этим, работает, у него тоже свои проблемы. Должно быть, я считаю, не потребительство, а взаимодоговоренность, взаимопонимание. Так пользы будет больше»
Беседовала Наталья Ковальчук
Подпишитесь: