Красноярск: пробки 2
Кому на Руси жить хорошо: в гостях у проблемных семей

Кому на Руси жить хорошо: в гостях у проблемных семей

2019-04-15

«Алло! Мне кажется, у меня за стенкой бьют ребенка», «Сын моих соседей изрисовал мою дверь», «В квартире напротив очень долго плачет соседская дочка, похоже, родители куда-то ушли», – каждый день сотрудники отдела по делам несовершеннолетних получают подобные звонки. Неравнодушные граждане искренне переживают за судьбу детей, упрямо игнорируя народную мудрость «Не суй нос не в свое дело». И полиция мгновенно реагирует, проверяя каждый вызов. Ребенок плачет? Едут, даже если выясняется, что у него режутся зубки или его поцарапала кошка. Соседский сын использовал дверь в качестве холста? Выяснят причину, по которой чадо совершило правонарушение, и устранят. Но, к несчастью, не каждая ситуация выровняется после первого же визита.

Галина Владимировна Лакович – старший инспектор по делам несовершеннолетних 8 отдела полиции МУ МВД России «Красноярское», майор полиции. Она отвечает за направление социально опасных семей и осуществляет с ними работу. Вместе с Галиной мы отправились в рейд по неблагополучным семьям. В компании с нами сотрудники профилактических служб: социальный педагог школы №53 Ленинского района Татьяна Кузина, главный специалист-ответственный секретарь КДНиЗП отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Наталья Маслакова, а также начальник отделения Центра социальной помощи семье и детям «Доверие» Ирина Евтушенко.

«Такие мероприятия мы проводим раз в квартал, – рассказывает Галина. – Это межведомственный рейд, в котором участвуют все службы системы профилактики. Однако в том случае, если происходит какая-то форс-мажорная ситуация в тех семьях, которые требуют особого внимания, мы выезжаем незамедлительно».

По словам инспектора, семьи, которые «на карандаше» у социальных служб, состоят на учете в нескольких категориях. Одна из них – это те семьи, где ребенок вступил в конфликт с законом, совершил правонарушение. Другая категория, попадающая в поле зрения инспекции, – люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации. К примеру, семья переезжает из маленького города или деревни, где нет работы. У них низкий материальный доход, и необходима помощь со стороны государства. В работу включаются все службы системы профилактики, оказывается любая возможная помощь – информативная, материальная, помощь продуктами. Кстати, последний пункт напрямую связан с деятельностью службы «Доверие»: туда люди приносят вещи, детские игрушки, которые потом передают нуждающимся. Таким семьям помогают с жильем – помещают в социальную гостиницу на 2 месяца (согласно законодательству). Там можно постирать вещи, в комнатах регулярно убираются, в общем, какое-то время можно не переживать из-за отсутствия крыши над головой. Плюс ко всему, в том случае, если есть необходимость, можно продлить время пребывания в гостинице: обратиться в фонд социальной помощи, аргументированно объяснить, почему сейчас нет возможности съехать. В индивидуальном порядке ситуация рассматривается, и договор на проживание продляется. С работой социальные службы тоже могут помочь, по крайней мере поспособствовать ее нахождению: связаться со службой занятости, чтобы человека приняли вне очереди, либо направить на завод «Экоресурс», где не нужен трудовой договор, а прийти туда может любой желающий.

Кроме того, есть семьи, находящиеся в социально опасном положении.

«Это особые люди, – подчеркивает Галина Лакович. – Чувствую себя воспитателем в детском саду, потому что за ними необходим постоянный присмотр. Пока семья находится под контролем, родители не принимают алкоголь и наркотики, исправно работают. Как только упустили из виду – снова начинаются драки, скандалы, мама и папа опять пьют».

«Пошатнувшуюся» семью приводят в чувство и наставляют на истинный путь. Как только ситуация выравнивается, семья снимается с учета и благополучно живет дальше, уже без вмешательства социальных служб. Ровно до тех пор, пока снова что-то не «стрельнет». А такие случаи нередки. Самое страшное – то, что к образу жизни, который вели родители, могут приобщиться и дети. Галина Владимировна отмечает, что многие семьи целыми поколениями наблюдаются у инспекции по делам несовершеннолетних.

Первая семья, куда мы пришли с проверкой, проживает в старом доме с облупившимся фасадом (зато цвет красивый – зеленый, даже «изумрудным» запросто можно его назвать). Галина рассказала, что этой семье помогли с подачей заявления на получение пенсии по утрате кормильца: ребенок родился не в браке, в связи с чем нужно доказывать отцовство в судебном порядке.

IMG_0213.JPG

В подъезде горит одинокая «лампочка Ильича». Невольно становится не по себе – честно, даже мне, хоть я и давно уже не ребенок, страшно заходить в подъезд при таком освещении. Маленькая, но довольно чистая гостинка (видно, что готовились к приходу гостей). Проход между ванной и кухней разделяет лишь небольшая тряпица, выполняющая роль двери. Нас встречает слегка помятая женщина (хоть она и трезвая, на лице отчетливо просматривается отпечаток многолетнего употребления спиртных напитков), неловко улыбается.

Инспектор пристально разглядывает обстановку, просит показать холодильник, расспрашивает о работе.

IMG_0199.JPG

IMG_0202.JPG

IMG_0200.JPG

Женщина рассказывает, что работает на предприятии «Экоресурс» сортировщиком мусора. Деньги забирает каждый день. Правда, уточняет женщина, сейчас она устраивается в мясную лавку на должность уборщицы.

«Не пьешь?» - строго спрашивает инспектор.

Женщина улыбается, мотает головой, мол, нет, что Вы.

IMG_0197.JPG

В комнате площадью квадратов 10 проживают трое: мать, сын-школьник и новый сожитель женщины.

IMG_0203.JPGГалина поделилась: прежние благоверные в количестве четырех человек заснули вечным сном, проще говоря скончались. Новоиспеченный муж выглядит под стать своей половине: несвежее лицо, растянутые штаны, куча татуировок. «Мамулечка!», – небрежно бросает он инспектору, обращаясь с какой-то просьбой. Галина с изумлением приподнимает бровь. Супружница недовольно машет рукой и ворчит: «Уйди отсюда». Сразу видно, кто в семье главный! Сына женщины, кстати, дома не оказалось – он был в школе.

Поговорив с семьей и узнав, как у них дела, сотрудники профилактических служб удалились. Однако есть вероятность того, что Галина вернется к ним, не дожидаясь планового рейда.

Во второй семье картина иная. Прибранная двухкомнатная квартира, достаточно просторно, члены ячейки общества не сидят друг у друга на голове, как в предыдущей истории. В коридоре «припаркованы» детские велосипеды. В комнате, где сидят стеснительные ребятишки, стоит компьютер, лежат детские книжки и раскраски.

IMG_0240.JPG

IMG_0241.JPG

В этой семье четверо детей, но мы увиделись только с двумя мальчишками – двое других детей уехали на родину. Их папа работает вахтовым методом, а мама, пользуясь отсутствием главы семейства, позволяет себе «выкушать» лишнего. Так она и попала в поле зрения социальных служб.

Женщина рассказывает, что сейчас работает в «Экоресурсе» на той же должности, что и героиня первой нашей истории. Планирует устроиться уборщицей в ночной клуб.

«Скоро должны позвонить», – делится она.

IMG_0221.JPG

Старший сын в это время увлеченно играет в компьютерную игру. Обращаю внимание на его стрижку по всем канонам хипстерского сообщества: пробор не в центре, а чуть пониже к ушам, любовно поставленный и тщательно уложенный лаком начес, а с одной стороны волосы подстрижены под 0,5. «Какой модный ты парень», - говорю. Мальчишка расплывается в улыбке, не отвлекаясь, однако от игры.

IMG_0235.JPG

Галина расспрашивает, как дела в школе.

«Нормально», – не моргнув глазом, говорит ребенок.

«А дневник покажи», – просит инспектор.

«Так у нас теперь электронные!» – заявляет хитрый школьник.

Младший сын тем временем наблюдает, как играет брат, и смущенно отводит взгляд, когда Галина, держа его за руку, заботливо интересуется, как у него дела. Несмотря на его возраст, глаза мальчика смотрят уже совсем по-взрослому, серьезно и вдумчиво.
IMG_0228.JPG

Перед уходом оборачиваюсь и еще раз смотрю на детей. Хоть в этой семье ситуация в разы лучше, чем в предыдущей, и вроде бы мать, как говорится, «завязала» с выпивкой, мне становится страшно. Ведь в первую очередь от проблем в семье страдают самые маленькие ее члены. Может быть, именно поэтому взгляд младшего уже не по-детски серьезен, а старший просто пытается абстрагироваться от происходящего. Отбрасываю нехорошие мысли, машу рукой детям. «Дай пятюню», – говорю младшему. Отбивает, улыбается, и вот он уже не смотрит маленьким волчонком, как за мгновение до этого. Глажу по голове, выхожу. Тяжело вздыхаю. Проверяющие уже привыкли к таким мероприятиям, а вот неподготовленному наблюдателю воспринимать все это не так легко, как кажется.

Радует одно: эти семьи, хоть они и «пошатнулись», судя по всему, решили встать на путь исправления. Однако бывают и другие, те, в которых родителей вполне устраивает разгульный и кочевой образ жизни. И единственный способ спасти ребенка от таких родителей – изъять его из семьи.

«Есть семьи с трудной жизненной ситуацией, где были произведены все возможные выплаты, оказана посильная поддержка, информативная помощь, – рассказывает Галина. – Даже на время решена проблема с жильем: мы договариваемся с благотворительной организацией, чтобы семью поселили в социальную гостиницу. Но это не помогает, и все идет по накатанной».

Одну из семей, которая находилась под наблюдением инспекции, нашли на мусорной свалке. Привлекли все субъекты, спонсоров для поддержки семьи. Привезли в социальную гостиницу. Но нормальные условия их не устроили. Жить в коробке нравилось им куда больше, чем в комнате. А там, на минуточку, было трое детей. Маму и папу пришлось лишить родительских прав, а детей поместить в государственное учреждение.

«Оставить в этой семье детей было бы преступлением», – говорит Галина Лакович.

Она отметила, что за минувший год от горе-родителей, которые были не в состоянии обеспечить своим малышам должные условия проживания, забрали (читай: спасли) более 100 детей в одних только «Черемушках».

Но, к счастью, не всегда родители мирятся с тем, что у них забрали ребенка. Инспектор рассказывает об одном случае, когда один из родителей все же одумался и изменил свою жизнь ради детей. В семье было четверо отпрысков. Родители злоупотребляли настолько, что их лишили прав, соответственно, детей из семьи изъяли. Отец был в бешенстве, негодовал, обещал убить тех, кто забрал его ребятишек, мать же и бровью не повела. Несмотря на свои громкие заявления, папа не торопился выходить из запоя. Но спустя 4 года он все-таки осознал, что его образ жизни не приведет к хорошему. Закодировался, занялся спортом, женился на другой женщине. И, что самое радостное, вернул своих детей.

«Когда происходят такие ситуации, когда мы видим, что родители действительно одумались, поняли, что толкают детей в пропасть, и начинают что-то предпринимать – это самая лучшая благодарность, - делится Галина. – Понятно, что перевоспитать взрослого человека невозможно. Но попытаться остановить их и показать, что их дети страдают, - это наша первостепенная задача. Пусть даже через крайнюю меру, но родители в конце концов осознают всю трагичность ситуации и делают все, чтобы не «скатиться».

Екатерина Вакулина

Фото: пресс-служба МУ МВД России «Красноярское»


Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме: