Красноярск: пробки 3

Против ветра

2020-02-28
Фото Андрея Кузнецова

На вкус и цвет


«Без датчиков понятно, что с экологией .опа. Какая разница, какие датчики! Воздух уже видно, скоро трогать можно будет. Вот ваще плевать кто чем измеряет. Я вот например глазом и лёгкими измеряю и щитаю, что их сертифицировать и лицензировать не надо…»

Это лишь небольшой пример большинства типичных высказываний в социальных сетях о текущей ситуации с воздухом в Красноярске. Что фразы такого рода не подразумевают логического осмысления реальной ситуации и аргументированной дискуссии, понятно даже четвероногим. Но человек потому и стал человеком, что однажды поднялся с четверенек и стал руководствоваться разумом, а не только эмоциями. Поэтому я всё-таки займусь неблагодарным делом (это как плыть против течения) и попытаюсь осветить некоторые странности в борьбе за улучшение экологической ситуации в Красноярске.

Странность первая. Многие экологически озабоченные красноярцы напрочь отвергают показания государственных и краевых официальных систем мониторинга, ссылаясь на собственные органолептические ощущения.

«Они задолбали уже смещать акцент на датчики, какого хрена. Всё уже и без датчиков видно/ощущается носом/кружащейся головой. Это уже звучит как издевательство. И если государственные датчики такие прекрасные, зачем скрывать данные от жителей?» - написала в соцсети одна из жительниц Красноярска.

Не люблю ложь, поэтому ответил:

«Точно! Зачем сдавать в поликлинике анализы? И врачи там все врут! Мы сами своей головой знаем, что у нас болит, кто навёл на нас порчу и как её снять. Вот только злобная власть наших любимых шаманов к рулю не допускает...»

Моя ссылка на сайт krasecology.ru как пример того, что информация официального мониторинга вовсе не скрывается от населения, успеха не возымела.

«О, да, я знаю этот сайт. Проблема в том, что он работает через раз, например сейчас он завис в целом, как и всё государственное работает, да, - ответила мне заочная собеседница. – «Сайт работает в тестовом режиме». С 2012 г. и всё в тестовом режиме. Данных за 25 число нет, пользоваться с мобильного устройства этим сайтом невозможно, как и не с мобильного впрочем».

Дальнейший обмен репликами показал, что сайт krasecology.ru на самом деле работает, просто моя виртуальная визави не разобралась, как им пользоваться. После моих подсказок собеседница прекратила диалог. А с каким пафосом по поводу сокрытия от народа данных о загрязнении он начинался...

Значит, официальный мониторинг есть, информация открыта, и датчики на самом деле работают! Было бы желание эту информацию получать…

Красэко.jpg

Верить им или нет – личное дело каждого, но только эти данные принимает суд и только эти данные могут быть поводом для действий органов власти против потенциальных загрязнителей.

Вот вам для наглядности аналогия – вы приходите в магазин, просите товар, а потом заявляете, что вам не нравится его запах, подозрительным кажется вид, и вообще весы продавца врут. Понятно, что на основе таких фантазий контрольно-надзорные органы не закроют торговую точку. Но вот в контроле за состоянием воздуха в Красноярске некоторые экоактивисты главным, единственным и достаточным «датчиком» считают свой нос…


О «вкусах» на самом деле надо спорить


Впрочем, у экологически возбуждённой общественности кроме собственных глаз и носов есть-таки датчики и люди, которым они безоговорочно верят. Это приборы AirVisual и участники проекта «Nebo community». В чём причина такого повального доверия многих горожан Игорю Шпехту, создавшему эту частную систему мониторинга и информации, которую он распространяет?

Во-первых, вероятно в том, что проект не заморачивается подробными и трудными для восприятия обывателя исследованиями, датчик «думает» за потребителя и выдаёт ему на дисплей пугающие или не очень цифры AQI (индекс качества воздуха) и «рожицы», демонстрирующие, как себя вести.

Во-вторых, «Nebo community» даёт людям именно то, что некоторые из них хотят услышать: что Красноярск – это мрак, что власть часто врёт и не реагирует на экологические проблемы, что Красноярску нужен газ, а у Мельниченко – яхта…

Странность вторая. Интересно, что следующим, а то и впереди Андрея Мельниченко (СУЭК и СГК) в ряду виновников «чёрного неба» до недавнего времени в массовом сознании красноярцев стоял Олег Дерипаска (РУСАЛ). Он и сейчас в ряду экологических «плохишей» у многих горожан, но… не у Игоря Шпехта и проекта «Nebo community». Почему? Поговорим об этом в другой раз.

А пока о совсем недавнем, о том, что на слуху. Известный журналист Алексей Пивоваров, оперативно снявший на днях документальный фильм про красноярское «чёрное небо», поинтересовался у губернатора Александра Усса насчёт возможного конфликта интересов в решении краевой властью экологических вопросов. Но почему он не задал этот же вопрос главному герою фильма Игорю Шпехту? Понятно, что юридически «конфликт интересов» - это только про чиновников, ну а по-честному, по-человечески?.. Не знаю, кто как, но я твёрдо убеждён – хорошее дело (а борьба за чистый воздух, безусловно, именно такое) надо делать чистыми руками.

«Что можете рассказать про своих клиентов?
- Что касается постоянных и давних клиентов, то это, например, компания «СМ.СИТИ», компания «Полюс», Сибирская генерирующая компания».

Как вы думаете, с кем несколько лет назад говорил корреспондент журнала «Южный берег»? Кто с теплом и гордостью отзывался о своём партнёре СГК? Это директор кинокомпании Bravefilm Игорь Шпехт.

Какая «чёрная кошка» пробежала между «давними партнёрами» - энергетиками СГК и медийщиками Brandon и Bravefilm – мне неизвестно, но потом как-то вдруг прорвало. Откуда ни возьмись, появилось ярко негативное «народное» (и фактически неверное) имя «Чёрное небо» у давным-давно существовавшего термина «режим неблагоприятных метеорологических условий». К первому митингу «За чистое небо» зимой 2018 года Игорь Шпехт нарисовал (а его сторонники массово размножили) чёрный крест как символ экологической проблемы и, видимо от большой любви к Красноярску, предложил сделать его и «Чёрное небо» брендом города.

Кстати, именно тогда многие экообщественники стали активно педалировать тему газификации города, акцентируя внимание к загрязнению воздуха в Красноярске исключительно на угольном топливе, выводя все остальные источники «за скобки».

«У нас был год наблюдений, мы сложили все графики со всех постов, и мы доказали, что основным источником загрязнения является не алюминиевый завод, а огромное количество угля, сжигаемого в Красноярске» - заявил столичному журналисту Алексею Пивоварову создатель «Nebo community» Игорь Шпехт.

vlcsnap-2020-02-28-16h48m22s116.png

Я с уважением отношусь к профессионализму Алексея Пивоварова, но почему он не задал очевидный вопрос: «Что вы могли доказать про КрАЗ и про другие источники загрязнения, коль скоро ваши датчики меряют только пыль? А как же бенз(а)пирен, формальдегид, фенолы, окислы серы, азота и углерода и масса иных отравляющих веществ, летящих в атмосферу?» Почему Алексей Пивоваров не задал этот вопрос Игорю Шпехту?

(продолжение следует)

Андрей Кузнецов

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: