Красноярск: пробки 0
Чтобы не ждать, когда подует ветер

Чтобы не ждать, когда подует ветер

Вот уже четвертый месяц город балансирует между автомобильными выхлопами, пылью и выбросами промышленных предприятий. И увеличение с начала года продолжительности периода неблагоприятных метеорологических условий заставляет власть, общественников и экспертов в очередной раз серьезно задуматься о решении экологических проблем. Ведь ситуация в городе сложилась, если не катастрофическая, то, по крайней мере, тревожная. Когда Красноярск сможет вздохнуть спокойно и сможет ли вообще?

К ответу на этот вопрос попытались совместно подойти на специально организованных публичных слушаниях, в ходе которых все желающие смогли выступить с докладом и поделиться конкретными предложениями. А собралось их немало — более двухсот человек. Как сказал председатель Законодательного собрания края Александр Усс, «такой активности и такого количества желающих принять участие в Красноярске не было давно». И хотя желание поучаствовать и конкретные действия — вещи, безусловно, разные, становится очевидным, что определенный шаг на пути к светлому будущему уже сделан. Ну, а пока, вернемся к настоящему.

Чтобы оценить масштабы бедствия, достаточно взглянуть на последние экологические сводки. На сегодняшний день выбросы в атмосферу Красноярского края осуществляют 470 предприятий, из которых 154 — в Красноярске. Всего в 2014 году, согласно государственному докладу РФ, в атмосферу города поступило более 90 тысяч тонн загрязняющих веществ, из них примерно 67% или почти 130 тысяч тонн от стационарных источников предприятий города. Однако ориентироваться только на показатели этих сводок представители власти не решились, оговорившись, что данные представлены самими предприятиями-загрязнителями.

«Наша главная задача — сформировать систему объективного контроля на каждом источнике загрязнения. Только это позволит сделать точные выводе об общем объеме выбросов. И в этой связи нам кажется принципиально важным, чтобы уже с 1 января 2017 года все стационарные источники крупных предприятий были оборудованы автоматическими газоанализаторами. Информация с них должна поставляться в режиме реального времени в краевой мониторинговый центр», - рассказал заместитель председателя правительства края Юрий Лапшин.

Смогут ли счетчики на трубах «повлиять» на экологическую обстановку в городе пока сказать сложно. Если и эта мера не принесет желаемого результата, всегда можно обратиться к мнению о том, что главный источник загрязнения в городе — автотранспорт. Об этом рассказал в своем «маленьком исследовании» и депутат Горсовета Александр Коропачинский. В результате нехитрых манипуляций с картой и розой ветров ему удалось прийти к шокирующим выводам: сегодня на автотранспорт приходится 57% выбросов Красноярска. А при более грамотном подсчете эта цифра может увеличиться до 75%.

«За последние десять лет выбросы ТЭЦ уменьшились на 25%, выбросы КРАЗа на 31%. По остальным предприятиям, таким как Сибтяжмаж, Сибсталь, Сибволокно и т.д. нет достоверных данных, но мы можем видеть результат собственными глазами, они перестали выбрасывать в воздух вредные вещества или вовсе прекратили функционировать. Почему же тогда ситуация ухудшается? Виной всему четвертая составляющая — автомобили, количество которых за последние годы увеличилось почти в 8 раз», - поделился Коропачинский.

Похоже, что доля правды в словах депутата все-таки есть. Согласно рейтингам autonews.ru Красноярск стабильно занимает лидерские позиции по количеству автомобилей на душу населения, обойдя Москву и другие крупные города России. Всего на 2014 год в Красноярске зарегистрировано около полумиллиона транспортных средств, находящихся в частной собственности, т.е. на тысячу жителей у нас приходится около 500 автомобилей. В среднем по России этот показатель составляет 271 автомобиль, включая грузовой и общественный транспорт.

С другой стороны, нельзя списывать со счетов и факторы от нас независящие, а именно — особенности климата и географическое положение города. В последнее время Красноярск все чаще находится под влиянием сибирского антициклона, который не дает выбросам покинуть «котловину» и рассеяться в воздухе. В Омске этот слой спас горожан во время взрыва на Каучуковом заводе, однако ситуация в Красноярске скорее напоминает дни «Великого смога» в Лондоне 1952 года с их ужасающей статистикой заболеваемости и смертности, когда всего за 4 дня погибло около 12 тысяч человек.

«В современных условиях крайне важной является оценка потенциального риска здоровью человека. Наибольший вклад в формирование канцерогенного риска вносят формальдегид и бензол, источниками которых является автотранспорт. Неканцерогенный риск здоровью населения наносят также формальдегид, бензапирен, взвешенные вещества, бензол, гидрохлорид и др. Постоянное их присутствие в воздухе увеличивает вероятность развития хронических заболеваний», - рассказал главный государственный санитарный врач по Красноярскому краю Дмитрий Горяев.

Очевидно, что если не предпринять срочные меры, уже в скором времени красноярцы смогут почувствовать на себе возрастающие последствия плохой экологии. Однако сейчас никто не может сказать наверняка, какие именно меры нужно принять, чтобы избавить город от «черного неба». Для того, чтобы лечить болезнь, для начала надо поставить точный диагноз. У нас же во всем обвиняют то автотранспорт, то промышленные предприятия, а то и частное печное отопление. К слову, не так однозначны и надежды общественности относительно полного отказа от угля и перехода на природный газ. По мнению экспертов, замена «шила на мыло» только увеличит суммы в квитанциях, но не решит насущных проблем красноярцев.

«Многие почему-то уповают на природный газ, однако никто до сих пор не удосужился провести экологический и экономический анализ. Во-первых, ни федеральный, ни краевой бюджет не в состоянии профинансировать переход на газ. В свою очередь, теплогенерирующие компании также не готовы вложить миллиарды в реконструкцию котельных. И надо понимать, что все эти миллиарды потом лягут в наш тариф. Во-вторых, экологическая составляющая: природный газ — отнюдь не идеальное топливо, каким его считают многие. Сжигание природного газа в котлах, не приспособленных для данного топлива, приведет к резкому увеличению количества выбросов окисей азота, а это - второй по силе канцероген после бензапирена. К тому же, всего 1 килограмм природного газа потребляет 4 килограмма кислорода, т.е. мы на 42% увеличим потребление кислорода. И это почти при полном отсутствии зеленых насаждений в городе», - поделился генеральный директор ООО «Сибтермо» Сергей Исламов.

Оказывается, что и природный газ, на который так надеются первые лица города и края, - вовсе не панацея в сложившейся ситуации. Где найти выход и есть ли он вообще? И здесь возвращаемся к первоначальному вопросу, ответ на который должен быть сформулирован в итоговой резолюции публичных слушаний. Остается лишь надеяться, что в результате принимаемых решений экологическая ситуация в городе улучшится, чтобы не пришлось ждать, когда «черное небо» разгонит ветер...

Анастасия Станишевская 

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: