Красноярск: пробки 3

Ергаки: зимний учет

Это мероприятие плановое для всех особо охраняемых прирордных территорий (ООПТ) и весьма ответственное. Основной целью ЗМУ является выявление численности обитающих на территории природного парка животных, сохраняющих активность в холодный период года.

Сама учетная процедура представляет собой регистрацию следов, в основном зверей разных видов, пересекающих заранее выбранную линию маршрута. Естественно, чем выше плотность населения того или иного животного на данной территории, тем большее число следов будет встречено во время прохождения маршрута.

Хотя необходимо заметить, что это зависит и от активности животных, протяженности их суточного хода в данных конкретных условиях. Поэтому инспекторам парка необходимо не только уметь определять встреченные следы, но и быть подкованными в особенностях биологии и поведения каждого отдельного вида.

Для того, чтобы лучше узнать о том, как проводился ЗМУ этой зимой, мы побеседовали со старшим государственным инспектором по охране территории природного парка «Ергаки» В. А. Матюшко и научным сотрудником А. М. Хританковым.

— В какие сроки на территории парка были проведены ЗМУ?

— По сравнению с предыдущими сезонами в этом году сроки проведения учетов более растянутые, что позволило охватить значительную часть территории парка. Работы были начаты 15 января и закончились к 25 марта.

— Сколько инспекторов участвовало в ЗМУ?

— Всего было приобщено к данному мероприятию 8 инспекторов. Прохождение одного маршрута чаще всего выполняла команда из двух человек.

— Сколько маршрутов было составлено для учетов и какова их общая протяженность?

— Зимний учет разбивается на ряд маршрутов, основных направлений, которыми необходимо охватить территорию парка. Наши инспекторы работали на 36 маршрутах, общая протяженность которых составила 364,4 км. На каждый маршрут отводилось минимум 2 дня.

— Какое оборудование используют инспектора при работе на маршруте?

— В арсенале учетчиков имелись GPS-навигаторы, фотоаппараты, карта и блокнот с ручкой. Для прибытия к месту работ и затирки старых следов мы использовали снегоходы, а непосредственно сами учеты проводили, проходя весь маршрут на лыжах.

— Следы каких зверей и птиц вы встречали? Есть ли какие-то отличия в сравнении с предыдущими годами?

— Чаще всего встречались следы соболя и лисицы. Реже отмечались следы косули, росомахи, бобра, зайца, глухаря и куропатки. Следы кабарги зарегистрированы лишь единично.

Удалось в этом сезоне обнаружить и следы марала, что в последние годы стало редкостью. Кроме этого, имел место и визуальный контакт с этим красивым величественным зверем. Согласно расчетам, общее количество этих животных на территории парка оценивается примерно в 200 голов. Подобная численность характерна и для косули.

Обращает на себя внимание, по сравнению с прошлым годом значительно меньше стало следов лисицы, зайца-беляка. Поголовье глухаря можно оценивать пока как стабильное. Рябчика стало несколько больше, чем в прошедший сезон.

Что еще порадовало во время проведения этой кампании, так это отсутствие следов медведей-шатунов.

— С какими трудностями столкнулись?

— В этом году погодные условия были не очень хорошими. Зима выдалась малоснежная и сравнительно теплая. Многие реки и ручьи остались открытыми, что, несомненно, мешало передвижению. И хотя глубина снежного покрова была всего 1–1,2 м, но снег был настолько рыхлый, что лыжи в нем проваливались глубоко, и это, в свою очередь, отнимало много сил и значительно сокращало скорость движения учетчиков по маршруту.

Хотя аномальные погодные условия и значительно осложняли нашу работу во время полевых, но это трудности, с которыми мы привыкли сталкиваться и готовы к ним.

Но есть «трудности», которые мы самостоятельно преодолеть не в силах, но именно они в большей степени осложняют, омрачают, а то и просто перечеркивают такую нужную работу, как учеты на территории парка.

Рекомендованная ныне методика, «спущенная сверху», абсолютно оторвана от реальности и весьма хороша для проведения лишь виртуальных работ. Она облегчает лишь отчетность, предусматривая регистрацию и «тонно-километров», и «человеко-часов», и расположение на местности (с координатами, полученными через спутники), и количество следов... И все это чуть ли не в режиме online.

Да, технологично и современно (ведь XXI век на дворе как-никак), но весьма далеко от того, что на самом деле происходит в природе. И уж тем более от того, во имя чего все это затевалось.

Не учитывает она и таких простых вещей, которые, видимо, неизвестны «кабинетным ученым» — создателям этой самой новой учетной методики, которые, рекомендуя последнюю, похоже, сами лично ее не апробировали и не доработали. Любой охотник или полевик-исследователь абсолютно точно знает, что в том месте, где проложен новый маршрут, животные, вспугнутые учетчиками, не вернутся сюда в течение нескольких последующих дней, а иногда и недель. Поэтому учет второго дня (по затертым старым следам) никогда не соответствует реальной численности обитающих здесь животных. А если к этому добавить чужеродные звуки и запахи, без которых не обходится работа даже самых экономичных и так называемых экологичных двигателей современных снегоходов, то абсолютно точно, что цифры, которые ждут от нас новаторы, будут весьма далеки от истины. Причем настолько далеки, что, сидя за компьютером, и представить сложно.

А ведь наиболее точные данные получаются как раз при проходе по маршруту всего один раз и лучше после пороши. Но именно этот способ как раз и оказался под запретом.

Каковы же реальные результаты ЗМУ, мероприятия как такового?

— Как всегда, есть и плюсы, и минусы.

Начнем с минусов. Сожжены тонны горючего (которое в условиях ограниченного бюджета весьма востребовано и для проведения охранных рейдовых работ, и мероприятий по линии экологического просвещения, и научных исследований). Потрачены время и силы сотрудников, которые можно было бы задействовать на других, более важных, на наш взгляд, работах. Сведения, полученные согласно рекомендованной методике, не отражают истинного положения вещей и для пользования в дальнейшем еще потребуют дополнительно времени и прочих ресурсов на осмысление, интерпретацию, переработку.

Разумеется, не надо думать, что все так плохо. Ведь мероприятие действительно проведено в обозначенные сроки. Отчет написан в рекомендуемой форме и отправлен в срок. Для организации это уже плюс.

Но нужно не забывать, что природный парк «Ергаки» — это ведь ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ, и нам для оценки эффективности деятельности нужна достоверная информация о видовом разнообразии и количестве охраняемых объектов, а вовсе не километраж, освоенный с помощью технических средств.

Самое главное достижение — территория максимально охвачена маршрутами, реально пройденными нашими сотрудниками. И в конечном итоге для своей деятельности будем мы использовать ту информацию, которая получена в ходе работ и соответствует реальности, хотя по отдельным позициям и не отвечает «новым стандартам».

Пресс-служба КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки»

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: