Размышления историка авиации после VII Сибирского исторического форума в Красноярске.
С 23 по 25 октября 2019 года в Красноярске проходил VII Сибирский исторический форум «Енисейская Сибирь в истории России». На секции, организованной Красноярским краевым отделением РГО, вновь был поднят вопрос создания в Красноярске «Парка-музея освоения Севера». Работа по воплощению грандиозного – не будем скромничать! – проекта создания музейного комплекса посреди Енисея на острове Молокова началась, и это радует.
Хорошо, что экспедиции Русского географического общества (РГО) на Таймыр в 2016-2017 годах для эвакуации в Красноярск с места аварийной посадки в 1947 году самолета Douglas С-47 (наш проект «Борт Тюрикова. Возвращение») состоялись с отличным результатом.
Хорошо, что легендарный самолет-символ, самолет – живой памятник красноярским авиаторам всех поколений и героической Красноярской воздушной трассе Аляска-Сибирь сегодня находится не в тундре, а в Красноярске.
Хорошо, что именно он дал старт еще более значимому проекту создания «Парка-музея освоения Севера» на острове Молокова в Красноярске – этом, не побоюсь сказать, сакральном месте для полярной авиации всей страны. Отсюда, с этого небольшого острова на Енисее, в 1929 году началось ее победное шествие на северо-восток нашей Родины. Отсюда по большому счету началось полноценное освоение арктических земель. Если рассматривать полярную авиацию как предприятие, то это даже не градообразующее, а «северообразующее» предприятие и никак иначе! Какое освоение Севера без авиации?
Хорошо, что проект парка-музея высоко оценён на уровне руководителей государства, и администрация Красноярского края заинтересована в его реализации. А жители города и общественность уже давно – «за», что было лишний раз подтверждено на Сибирском историческом форуме.
Все бы хорошо, если бы не было «ложки дёгтя»…
Мы очень бы хотели рассказать на Сибирском историческом форуме о пуске первой очереди парка, или хотя бы о восстановлении самолета, но... Прошло три года, как самолет в разобранном состоянии находится на площадке ККО РГО. Да, в целости и под охраной. Но к восстановлению пока приступили только на «голом энтузиазме» лишь по единичным деталям и агрегатам. И это не вина инициаторов проекта – Красноярского краевого отделения РГО. Дело в том, что восстановление самолёта до состояния даже не лётного (это и не нужно), а музейного экспоната – это работа заводского уровня. (Например, красноярский пароход-музей «Св.Николай» в конце 60-х восстанавливали и воссоздавали сначала на ремонтно-эксплуатационной базе флота Енисейского пароходства в посёлке Подтёсово, а потом на Красноярском судоремонтном заводе.) Таким делом должны заняться профессионалы, а вот это пока не получается решить.
Досадно, но мы остались на том же этапе, что и после возвращения самолета с Таймыра в Красноярск, несмотря на большое количество обсуждений и одобрений проекта на различных по уровню и статусу площадках, причём не только в Красноярске.
А затягивание решения вопроса нам, Красноярскому краю крайне невыгодна. Почему? Просто мы, несмотря на естественное, объективное и труднооспоримое первенство в рождении полярной авиации и промышленном освоении Севера (тому пример - Норильский комбинат, Игарка, Диксон) можем упустить первенство в освещении темы истории освоения Русского Севера. Оно может перейти к другим регионам, уже сегодня особенно активно интересующимся данной тематикой и не стесняющимся заявлять об этом. Это Мурманск, Архангельск, Салехард.
«Парк-музей освоения Севера» на острове Молокова в Красноярске может стать центром притяжения не только российской науки и экономики по арктической тематике, но и международного сообщества, например - площадкой для проведения международных Арктических форумов. (Пока Арктические форумы в нашей стране проводят исключительно Архангельск и Санкт-Петербург, в этих же городах действуют музеи освоения Арктики и Севера.) А всё идет к тому, что именно Арктика в ближайшем будущем станет локомотивом российской экономики.
По нашему мнению первостепенной задачей сейчас является именно восстановление привезённого с Таймыра самолета С-47. Пока решаются юридические и административные вопросы по проекту парка-музея, необходимо решить вопрос о том, какими силами и на какой базе восстановить самолет. Актуальность и первостепенность этой задачи еще и в том, что следующий год – год 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. А наш самолет – самолет-ветеран, мог бы при хорошем раскладе украсить наш город к юбилею.
Ну, и, как уже говорилось выше, не годится нам упускать первенство в освещении истории освоения северных территорий России. Наш регион этого достоин.
Вячеслав Филиппов, член Русского географического общества.